Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения,выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Эльконин Д.Б., Кон И.С., Эриксон Э.). Ситуация ценностно-нормативной неопределенности и социального «раскола» обуславливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции. Сложившаяся ситуация сделала очевидной актуальность перехода к новой стратегии воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности (Асмолов А.Г., 2007). Стратегия конструирования с необходимостью требует определения идеальной формы развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) в виде требований к результатам социально-личностного развития учащихся, требований к результатам сформированности гражданской идентичности.
Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает четыре основных элемента:
когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Можно определить требования к результатам формирования гражданской идентичностиучащихся в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:
В рамках когнитивного компонента:
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:
- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,
- уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
-сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.