Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется
Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Различают следующие виды внимания: по активности в организации внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; по направленности на объект: внешнее, внутреннее; по форме организации: индивидуальное, групповое, коллективное.
Непроизвольное –при непроизвольном внимании поток психической жизни, психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения.
Произвольное – преднамеренность, активность. Произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем,что самопо себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.
Послепроизвольное –внимание, связанное с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, без волевых усилий.
Внешнее – направлено на окружающие предметы и явления.
Внутреннее – направлено на собственные мысли, чувства и переживания.
Индивидуальное – касаемо отдельно взятой личности.
Групповое – сосредоточение внимания в отдельно взятой группе.
Коллективное – охватывает достаточно большое количество людей.
Различают 5 свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания.
Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.
Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.
Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними цели наблюдений за ними.
Переключение – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Обычно внимание противопоставляется рассеянностью. Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадает друг с другом 1) рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания, т.е. рассеянность как частая, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. 2) рассеянность как чрезмерная сосредоточенность на объекте или деятельности.
Эмоции и чувства.
На отдельные факторы и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом.
Эмоции (в переводе с латинского – потрясаю, волную (- это переживание в различной форме внутреннего отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
А.В.Петровский
Эмоции – это реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную, субъективную окраску.
М.В.Гамезо
Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
М.В.Гамезо
Источником эмоций являются потребности человека и возможности их
удовлетворения. Эмоции возникают в следствии сопоставления, сличения свершившегося и задуманного.
Выделяют следующие функции эмоций и чувств: отражательная; стимулирующая; подкрепляющая; переключательная; приспособительная; коммуникативная; экспрессивная.
Эмоции и чувства играют большую роль в познавательной и практической деятельности человека: 1) определяют отношение к учению, 2) эмоции учителя влияют на качество воспринимаемого материала, 3) эмоции полностью определяют состояние здоровья человека. Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Большую роль играет 2 сигнальная система, т.к. позволяет сдерживать эмоции, управлять человеческими эмоциями и чувствами.
С точки зрения на деятельность человека эмоции делятся на стенические («стенос» - сила) – вызывают активное состояние) и астенические («астенос» - слабость, бессилие) – вызывают пассивное состояние).
По качеству, признакам доставленного удовольствия или неудовольствия эмоции делятся на: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные), неопределенные (ориентировочные). По интенсивности и устойчивости эмоций выделяют настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть.
Чувства делятся на высшие и низшие. Высшие делятся на нравственные, интеллектуальные, эстетические.