История возникновения и становления социальной психологии как науки
1) Описательный этап (6 в. до н. э. – середина 19 в.): - Донаучный период: знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей (настроения масс, психическое «заражение» настроением; обряды, ритуалы и табу как регуляторы общественных отношений).
- Философский период: Социоцентризм Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); эгоцентризм Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, надо идти от интересов индивида к массе); индивидуалистическаяНицше: общество – стадо слабых; сверхчеловек – хищник, который стоит над законами стада); б) социоцентристскаялиния (Вико, Прудон, Макиавелли, Гельвеций, Фейербах) – общественная среда формирует личность, ее характер,
- Феноменологический период = Этап становления социально-психологического знания(60-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20 в.):выделение социально-психологических феноменов в самостоятельный класс психологических явлений. Разрабатываются способы и приемы исследования. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы.
- Штейнталь и Лацаурус издают журнал «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию (Германия). Первые социально-психологические концепции. «
- Вундт: «Психология народов» (Германия). Соотношение личности и общества: существует сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности – народу, нации. Душа народа проявляется в религии, обрядах, традициях, преданиях, мифах.
Теоретический источник – учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.
- Сигеле, Лебон – «Психология масс» (Франция). Во взаимоотношении личности и общества – приоритет личности (индивидуалистическая позиция). Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Противопоставлялась масса и элита. Человек в массе обезличивается, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти.
- Мак-Дауголл «Теория инстинктов социального поведения» (Шотландия). Причина социального поведения – врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Главенствование личности. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, войны. Инстинкты = наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Сознание полностью зависит от бессознательного. Выражение инстинктов – эмоции. 2) Экспериментально-теоретический (научный) этап(20-е гг. 20 в. – н. вр.):
- Первый период (1897 – 1900): Первые социально-психологические исследования (США): о движущих факторах в кооперации (Триплет), о психологии религии (Старбак), о психологии рекламы (Джейл). Экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе (7-10 человек) – Мёде, Оллпорт, Бехтерев. Метод эксперимента, техника получения и обработки данных. Прагматическое, прикладное направление.
- Второй период (1908) – первые руководства по социальной психологии - «Введение в социальную психологию» Мак-Дауголла и «Социальная психология» Росса.
Реальное становление социальной психологии – после 1-й мировой войны. Мёде, Оллпорт – влияние группы на поведение индивида. Выявление закономерностей социально-психологических процессов., Левин – направление «групповая динамика»: изучение групповой атмосферы, стилей руководства, стандартов группового поведения.
- Третий период (после 2-й мировой войны): развитие теоретического и экспериментального знания; много новых направлений: необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления.