Стимульный материал к 1 этапу
Картинка «Отыскивание чисел»
Приложение 2.2.
Стимульный материал к 1 этапу
Картинка «Нелепица»
Приложение 2.3.
Стимульный материал к 1 этапу
Картинка «Нелепица»
Приложение 2.4.
Стимульный материал к 2 этапу
Картинка «Воздушный шар»
Приложение 2.5.
Стимульный материал к 2 этапу
Картинка «Матрёшки»
Приложение 2.6.
Стимульный материал к 2 этапу
Картинка «Сказка»
Приложение 2.7.
Стимульный материал к 2 этапу
Картинка «Растения»
Приложение 2
Исследование наблюдательности
Протокол обследования
Задание (тема) _______________________________________________ Дата ____
Экспериментатор ______________________________________________________
Испытуемый __________________________________________________________
Измеряемая характеристика _____________________________________________
Опыт | Время | Найденные различия | Ошибки | Коэффициент наблюдательности |
Цель обработки результатов – получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.
Словесный отчет испытуемого __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора __________________________________________________
_______________________________________
__________________________
Вывод _______
____________________________________________________
__________________________
Лабораторная работа № 3
Исследование восприятия времени
Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.
Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования. См. приложение 5.
Процедура исследования
Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.
Исследование проводится в 2 этапа.
На 1 этапе необходимым условием является тишина. На данном этапе необходимо определить насколько человек может, не пользуясь часами и не считая про себя определить заданный промежуток времени. Интервалы времени: 30 с, 1 мин, 120 с.
На 2 этапе используются дополнительные стимулы и считается усложнённым. Это могут быть прослушивание музыки, разговор на заданную или свободную тему, просмотр фильма, перечисляя при этом буквы алфавита и т.д. Интервалы времени: 1 мин, 120 с., 180с.
Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.
Инструкция испытуемому: "Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".
В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.
Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А". Для регистрации данных используется таблицы представленные в Приложении 5.
Обработка результатов
Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:
Кт – коэффициент точности оценки времени;
А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;
С – временной интервал, предложенный для оценки.
Анализ результатов
Для успешного и последовательного анализа данных все полученные результаты на начальном этапе оформляются в табличной форме. Строится 3 графика на первом этапе на каждый из замеров (на 30с., на 60с., 120с.) и на 2 этапе 3 графика на каждый из замеров
Необходимо проанализировать форму графиков: спады, подъемы, плато, снижение и подъём в начале замеров и в конце. Если в течение замеров точность возрастает то, можно сделать вывод о том, что с течением времени чувствительность повышается. Если, фактическое время существенно отличается от заданного то, наблюдается снижение концентрации внимания, появляется утомление. В случае если фактическое время максимально ближе к заданному и равно заданному – оценка восприятие времени высокая. Если фактические интервалы времени меньше то, это указывает на наличие тревожности, экстравертированность. Важно отметить, что в случае появления таких признаков необходимо дополнительное обследование по определенным методикам.
На вторичном этапе анализа необходимо подсчитать: 1) моду по каждому из замеров для определения частоты встречаемости зарегистрированных данных; 2) размах – интервал между максимальным и минимальнымх значениями фактического интервала времени по каждому из замеряемы временных отрезков.
В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.
Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.
Приложение 3