Основные подходы к проблеме психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса. Характеристика методов психологической помощи
Существуют различные психологические концепции и взгляды на процесс оказания психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
Психоаналитические, отражающие психоаналитический подход к личности и к психической травме. Их сущность заключается в преодолении психической травмы, преодолении негативных изменений в «эго», гармонизации отношений в системе «эго» и «суперэго», расширении сферы сознания.
Поведенческие – основаны на бихевиористском подходе. Главную причину последствий психотравмирующего стресса представители данного направления видят в том, что те формы поведения и реакции, которые человек приобретает после перенесенной психотравмы, не соответствуют формам поведения и реакциям, которые необходимы или целесообразны в повседневной жизни. Задача поведенческой психотерапии – помочь человеку привести его поведение и реакции в соответствие с принятыми нормами в обществе.
Когнитивные концепции объясняют причины последствий воздействия стрессоров в резком изменении представлений о себе, о жизни, о мире, о безопасности своих близких в этом мире. Задача когнитивной терапии – помочь сформировать представление травмированной личности более адаптивным окружающей действительности.
Психофизиологические модели исходят из условно-рефлекторного подхода проявления последствий стресса. Они считают, что в основе негативных психических последствий психотравмирующего стресса лежит прочно сформировавшийся условный рефлекс. Психологическая помощь должна оказываться в направлении разрушения или переструктурирования условно-рефлекторных связей.
В практике оказания психологической помощи выделяют три методологических подхода. Первый основывается на идее, что для успешной коррекции психических нарушений необходимо точно знать этиологию (предпосылки) и патогенез (развитие болезненных симптомов) этих нарушений. Второй подход исходит из предположения, что, воздействуя на конкретные проявления психических нарушений, можно добиться общего улучшения психического состояния. Примерами первого подхода являются патогенетическая психотерапия (Б. Карвасарский) и психоанализ, примером второго – техники NLP.
Третий подход основывается на знании и выявлении структурных компонентов психотравмирующего стресса – конкретных посттравмических состояний (как правило, это – просьбы или жалобы, с которыми обращаются участники психотравмирующих событий), с целью воздействия на каждое такое состояние наиболее адекватным природе его возникновения психокоррекционным методом. Подобная стратегия основывается на работе не с синдромом в целом, а с возникающими в процессе его формирования конкретными и целостными психическими состояниями. Иными словами, если человек жалуется на ощущение «потери вкуса жизни» - необходимо работать с его эмоциональными состояниями, если он жалуется на бессонницу или на регулярные кошмарные сновидения – нужно сделать упор на коррекцию повышенной тревожности. Центральной задачей психотерапевта, в данном случае, является создание условий для постепенной ассимиляции (усвоения) психотравмирующего опыта.
В рамках третьего подхода существуют конкретные методы коррекции психических состояний, включающие различные виды психологической помощи (рациональная терапия, трансмедитативная (методы психической саморегуляции), когнитивная, поведенческая, личностно-ориентированная, терапия искусством, творческим самовыражением и т.д.) и формы ее проведения (индивидуальная, групповая, семейная), а также возрастные категории пациентов (дети и подростки, взрослые, люди пожилого возраста) и тип психической травмы: угроза жизни и целостности Я-образа (изнасилование, физические и психические методы пыток, боевой стресс), потеря близкого окружения (члены семьи, близкие родственники, друзья), потеря благополучия (места жительства, материальных ценностей) в результате стихийного бедствия или вынужденного переселения. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, может носить срочный характер, иметь ограниченный срок или быть рассчитанной на длительный период.
Срочная психотерапия – вид психологической помощи, которая проводится в ближайшее время после получения человеком психической травмы с целью восстановления психического равновесия и недопущения дезадаптивной реорганизации личности. Она имеет задачей оказание оперативной психологической помощи, как правило, в непосредственной близости к району боевых действий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий, при освобождении из плена и т.д. Психотерапия, рассчитанная на короткий срок– вид психологической помощи, проводящейся с людьми, у которых отсроченные реакции на психотравмирующий стресс не приняли хронической формы. Она имеет задачей помочь человеку в возвращении к нормальному процессу восстановления после травматического события. Процесс краткосрочной терапии состоит из 12 сессий (встреч). Психологическое воздействие в данном случае подразумевает подведение человека к воспоминанию травматического события, эмоциональную поддержку при воспоминании, создание условий для более ясного осознания происшедшего и его переосмысления. Одним из важнейших условий этого признается все более углубляющийся по ходу психотерапии контакт психолога с клиентом. Более глубокому переосмыслению происшедшего помогает размышление клиента о взаимосвязи психотравмирующего события с прошлым жизненным опытом, о влиянии его на жизнь в настоящий период, а также размышление о будущем. Основное внимание при этом уделяется разрешению основного невротического конфликта, лежащего в основе реакций на психотравмирующее событие.
Психологическая помощь, рассчитанная на длительный период, предполагает следующие этапы работы: установление доверительных отношений между клиентом и психологом; ознакомление клиента с необходимой информацией о процессе преодоления последствий психотравмирующего стресса; контроль за состоянием клиента и уменьшение повышенного напряжения; возвращение к повторным переживаниям, имеющим отношение к психической травме; интеграция травматического опыта.
При организации психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, применении определенного вида и формы психологического воздействия необходимо учитывать четыре ключевых момента:
- психотравмирующее событие и непосредственную реакцию на него, сопровождающуюся, как правило, его отрицанием;
- последующее осознание и повторное переживание негативных аспектов, имеющих отношение к психической травме;
- попытки контролировать, снизить или устранить навязчивые мысли путем использования взаимодействия психологических механизмов отрицания психотравмы и повторения психотравмирующих переживаний;
- интеграцию психотравмирующего опыта и его позитивное или негативное влияние на личность, отношение со значимыми другими и окружающими в целом.