Зависимость формирования функции речи от ведущей деятельности возраста.
Язык и речь.
Долгое время понятия «язык» и «речь» считали синонимами. Как только зародилась новая наука «психолингвистика», он была поставлена перед вопросом «что такое речь?». Фр. лингвист Ф. Соссюр уже к этому времени развел понятия «речь» и «язык» и определилось конкретное содержание этих понятий.
Табл. № 1
Определения | |
Язык | Речь |
Язык – система кодов (научно). Код – обозначение или система знаков (обозначений. С точки зрения логопеда – язык это камера хранения (_______________ языковой памяти). В этой камере накапливаются те знаки, которые в дальнейшем будут необходимы для речи. | Речь – это способ формирования мысли, оформления мысли средствами языка (Рубинштейн) ® речь не существует без мысли; речь обслуживает мысль. Функция логопеда 0 это формирование речемыслительной деятельности, поскольку речь сама по себе вообще не существует. |
Единицы | |
Языка | Речи |
1)фонема– это минимальная единица языка, которую человек хранит в своей памяти; Жинкин писал в совей книге: «Фонема не обладает никаким значением, но она помогает человеку различать, опознавать другие слова: фонемы только тогда выполняют свое значение, когда хранятся в определенном образе в языковой памяти. Жинкин: фонемы хранятся упорядоченно в памяти. В русском языке 42 фонемы. Фонемы выступают как эталон. Чтобы пользоваться им нужно иметь фонематический слух. Фонематический слух – способность осуществлять следующие операции: - узнавать фонему в составе слова или в составе речи; - различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, на расположенных в слове в различной линейной последовательности: т – трос р – торс о – сорт с – рост - способность дифференцировать слова – паронимы (слова, отличающиеся одним звуком). Фонематический механизм формируется одним из первых у ребенка. Когда в норме формируется фонематический слух ? Швачкин, считает, что норма – 1 год и 7 мес. Сейчас нормой считается 2 года. Раннее формирование фонематического слуха обеспечивает усвоение устной речи. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную роль, способность обеспечивать дифференциацию знания слов. NB: логопеду необходимо дифференцировать понятия фонема и звуки речи. - фонема – это эталон, стандарт, под который ребенок все время подстраивает органы артикуляции; поэтому логопеду необходимо помнить, что в своем развитии фонематический слух значительно обгоняет способность правильно произносить звуки. - звуки речи – способность артикулировать определенную фонема, т.е. это совокупность определенных речевых движений. 2) морфема – значимая единица речи; каждая морфема обладает своим автономным значением; морфема произошла от фонемы; морфема – это синтез фонем. NB: человек не хранит в своей памяти слова целиком; человек хранит только морфемные элементы (учитель, строитель). Накопление идет 2-мя путями: 1) запоминание корневых основ простых слов (лес, стол) 25% - простые слова 75% - производные слова чтобы сделать слово, нужно найти правильную основу и прибавить какой-либо аффикс; 2) морфемы нужны для того, чтобы из них «делать» слова | Выделяют: 1) техническая или произносительная единица; эта единица, которая дает возможность нормативно артикулировать речь; 2) смысловая единица; ее человек может передать партнеру по коммуникации; Технической единицей является «слог». Способность произносить слог предполагает, что: - ребенок может выполнять статические артикуляционные упражнения (упражнения на удержание определенного артикуляционного уклада), необходимые для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки родного языка; - динамические / кинетические упражнения (кинетика – плавное движение языка); слог обеспечивается плавными речевыми движениями, когда органы артикуляции могут плавно перейти с одного звука на другой и образовать слог. Логопед обязательно собирает анамнез, чтобы определить, как ребенок играл словами (этап лепета). Выделяют 2 этапа лепета: - аутоэхолалия (3 месяца): нечаянный физиологический лепет, такой лепет бывает у вех детей; - эхолалия: чрезвычайно важный этап лепета для диагностики развития речи. Первоначально у ребенка появляются вокализации (уу,аа), затем подключаются ________________, появляются в ответ на речь взрослого. Смысловая единица – речевое высказывание. Типы речевых высказываний: - первый вид высказываний – комбинированный – звукоподражание, которое доносится паралингвистическими средствами языка (пара – вместо средств языка). В ним относится мимика, жест, пантомимика. - второй вид высказываний – коммуникативно-сильное предложение, т.е. такое предложение, которого достаточно для высказывания. В коммуникативно-сильном предложении все компоненты мысли (и объект, и предикат, и субъект) оформлены словами, и эти слова являются знаменательными (полное предложение). - третий тип высказываний -текстовое сообщение (рассказ, лекция); текст – группа предложений, объединенных одной мыслью; текстовое высказывание - полное, т.е. выражает полную мысль. |
Назначение функции речи
Л.С.Выготский «Речь и мышление»
Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определенное время. Становление той или иной функции зависит от того, каким видом деятельность овладевает ребенок.
NB: речь не развивается, не появляется и не становится сама по себе; речь всегда привязана к ведущей деятельности возраста ребенка. Поэтому функции речи произрастают из ведущей деятельности возраста.
Д.Б.Эльконин: «Ведущая деятельность возраста характеризуется тем, что в ее рамках максимально развивается речь и интеллект и переходят на новую ступень развития».
Табл. № 2
Зависимость формирования функции речи от ведущей деятельности возраста.
№ п/п | Возраст | Ведущая деятельность возраста | Функции речи | |
0-1 год младенческий | Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым (развитие чувственной сферы, сенсорики). (НЭО) | Формируются механизмы речи: 1) фонематический слух; 2) слогообразование; 3) психологическая база речи (внимание, память мышление – база для развития речи). Эти процессы | ||
1-3 года ранее детство (преддошкольный возраст) | Предметная деятельность. 2-е стадии: 1) стадия исследовательской деятельности;® ® ® ® ® ® ® ® 2) манипулятивная стадия – ребенок пытается узнать, для чего нужен данный предмет.® ® ® ® ® ® ® | Назывная и познавательная (когнитивная) индикативная | Виды речи | |
диалог | ||||
3-7 лет дошкольный | Игровая ® ® ® ® ® ® ® ® ® ® | Регулирующая ® ® Произвольное поведение ребенка регулируется посредством речи. | Монологическая резь зарождается благодаря регулирующей функции речи. | |
4 – 5 лет | Общение с книгой | |||
5-6 лет | Общение со взрослым | |||
7 – 10 лет младший школьный возраст | Учебно-игровая деятельность | Обобщение (группировка знаний) | Письменная Учебный диалог Учебный монолог | |
10 – 18 лет старший школьный возраст | Познавательная (общение со сверстниками) | Эмотивная (от слова «эмоции»), т.е. воздействие на поведение человека своим речевым (экспрессивным) поведением посредством эмоционально-речевого общения Когнитивная и коммуникативная функции речи | Нового вида речи нет, но появляется ее подвид – полилог – общение многих людей со многими, общение компанией. |
Для проведения обследования необходимо установить контакт с ребенком. Для ребенка с речевой патологией важен первый момент знакомства (если держит за подол, вышел провожать - 50% успеха, значит, ребенок уже доверяет. Но если логопед будет приставать, то ничего не получится). Т.о., контакт должен быть в рамках предметной ведущей деятельности (до 3х лет), тогда ребенок раскроется. Был случай, когда ребенок (4г 7мес) не шел на контакт с логопедами, но В.К.Воробьева нашла подход. Она начала с того, что взяла лист бумаги, карандаш и начала рисовать, сопровождая этот рисунок подходящим стихотворением. Воспроизведение изображения толкнуло ребенка к общению.
Речь не существует сама по себе, поэтому организация логопедических занятий должна подчиняться принципу зависимости формирования речи от ведущей деятельности возраста. Логопед должен продумывать свои инструкции и сценарий занятий на базе ВДВ.
Языковая способность
- способность к усвоению речевых знаков; языковая способность лежит в основе развития речи.
Языковая способность (А.А.Леонтьев «Слово в речевой деятельности») – это совокупность ряда факторов, т.е условий, обеспечивающих способность воспринимать, воспроизводить (т.е. повторять) и порождать(т.е. создавать) речевые высказывания.
Графически это понятие можно представить следующим образом (совокупность 3-х факторов).
Языковая способность
социальный физиологический психологический
фактор фактор фактор
Социальный фактор – ребенок должен воспитываться в нормативной речевой среде, т.к ребенок из речи окружающих добывает стандарт речи. Это трудная работа, т.к. норм очень много в речи окружающих:
Семантическая сочетаемость слов;
Соблюдение морфемных норм;
Нормативы Соблюдение слоговых норм;
Синтаксические нормы;
Звуковые нормы;
Текстовые нормы
Ребенок не усваивает речь по подражанию. За 1,5 года он подмечает все нормы, закономерности и затем использует их в своей речи.
Физиологический фактор – ребенок должен быть физиологически здоровым, т.е. должны быть здоровыми те системы, которые обуславливают усвоение речи:
1) речеслуховой анализатор – обеспечивает восприятие речи, декодирование, расшифровку того, что человек услышал;
2) речедвигательный анализатор – отвечает за процесс говорения, за нашу собственную речь (обл. Брока, Вернике);
3) зрительный анализатор (система) – на нем держатся значения слов, отвечает за семантику речи. 85% информации мы получаем через зрительный анализатор, 15% через слуховой+тактильный.
4) двигательный (кинестетический) анализатор – «аккумулятор» для речедвигательного анализатора, мы там подзаряжаемся. Речевые зоны находятся в области двигательного анализатора. «Качество наших движений определят качество нашей речи» - Кольцова. Двигательный механизм обеспечивает координацию как общих, так и речевых движений.
Кольцова провела эксперимент на ясельных детях. Участвовало две группы. В одной группе проводили спец. двигательные занятия на развитие координации движений. 8-9 мес. Учили ходить, держав за ручки. Заговорили в 1г2мес, раньше , чем дети второй группы, которые обычно сидели в манеже.
Психологический фактор. А.Р.Лурия утверждал, что «речь появляется только тогда, когда готова психологическая база речи». Психологической базой речи является восприятие, внимание, память, мышление. Они выступают в качестве побудителя, мотиватора.
Восприятие.
В первую очередь, нас, как логопедов, интересует слуховое восприятие – способность ориентироваться в мире неречевых шумов, т.е. это операции:
1) идентификация – узнавание предмета по звуку, который он издает;
2) определение направления звука;
3) способность распознавать, дифференцировать между собой звуки, сильно различающиеся по силе, высоте и тембровой окраске;
4) способность дифференцировать шумы, схожие между собой по силе, высоте и тембровой окраске.
Слуховое восприятие необходимо для речи, потому что на его основе формируется фонематический слух. Сначала учит различать шумы, а потом фонемы. Также благодаря слуховому восприятию ребенок научается ориентироваться в пространстве.
Память.
Пространство памяти (сама память) имеет структурное строение. Это строение описал в совей работе «Человеческая память и процессы обучения» Роберт Аткинсон. Это строение можно представить графически. По словам Аткинсона, память включает в себя 3 важных блока:
| |||||
| |||||
| |||||
® ® ®
Вербальная зрительная информация первоначально поступает в 1й блок - сенсорный регистр, т.е. человек регистрирует полученную информацию. Сенсорный регистр по своему устройству напоминает сито, поэтому от поступающей информации остается в нем лишь небольшая часть. Каждая последующая информация старается вытеснить предыдущую. Память пытается информацию из сенсорного регистра переместить во 2-й блок. Во 2-м блоке память сохраняет информацию на рабочий период, поэтому эта память называется рабочей или оперативной.
Для того чтобы информацию перевести из сенсорного регистра в КВХ, человеку нужно предпринять определенное усилие. Наиболее эффективным способом такого перемещения является способность закодировать эту информацию каким либо символом. Образное кодирование информации зрительными образами или музыкальными помогает ее запомнить.
«Маленькая книжка о большой памяти» Лурия (через цвет) - каждой букве свой цвет.
Кратковременная память – это такая память, которая сохраняет информацию с одного раза предъявления (А.Р.Лурия «Память»).
Английский психолог Джон Миллер провел множество экспериментов, чтобы измерить объем этой памяти. Он выявил формулу, что человек с одного раза может запомнить 7 + / - 2 элемента (СЭМА). Информация исчисляется сэмами. Сэма может быть равна знанию слова или целого предложения, зрит. изображению.
Первая характеристика памяти – объем кратковременной памяти (логопед должен знать.
Память бывает разной модальности: зрительная, слуховая. Объем этих видов памяти различен на что указывают +/- в формуле.
Знаки (+ / -) указывают не только на диапазон объема памяти, но и на ту разницу, которая наблюдается при различных видах запоминания. Как в N так и в патологии зрительная память всегда имеет больший объем (+). Она выполняет как бы компенсирующую функцию. Слуховая память всегда имеет меньший объем (-).
Второй параметр памяти - это линейность.
Линейность памяти (память на линейный ряд) – запоминание человеком количества элементов по порядку в определенной последовательности. Этот вид памяти лежит в основе усвоения ребенком фразовой речи, потому что все слова во фразе (особенно в рус.яз.) имеют жесткий порядок.
Линейная память обслуживает все виды анализа (фонемный: кошка – какой первый звук? Линейное осознание слов в предложении также опирается на линейную память). Логопед должен выявить объем зрительной и слуховой кратковременной памяти и объем памяти на линейный ряд. Без этих данных трудно строить программу обучения и воспитания детей - это цель занятий.
Информация, которую мы удержали в КВХ стремимся запомнить надолго. Для этого информацию надо перенести в III блок - долговременное хранилище (ДВХ) - выносная память.
NB: для того чтобы информация задержалась (запомнилась) надолго, ее надо трансформировать, нужно обязательно эту информацию проговорить, повторить (повторение – мать учения), для того, чтобы информация приобрела новый, вербальный вид.
Мышление.
Мышление и речь тесно связаны. Л.С.Выготский говорил, что пути развития мышления и речи идут сначала параллельно друг другу. Но с 2,5 лет происходит перекрещивание линий развития речи и мышления: речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ряд мыслительных операций очень тесно сопряжен с развитием речи: обобщение, сериация, сравнение (сличение).
Операция обобщения – группировка. В речи операция обобщения играет первостепенную роль. Первый вид обобщения у ребенка происходит под воздействием слова. В 1 год и 2 месяца у ребенка формируется первый уровень обобщения – обобщение словом. А.Р.Лурия считал, что если этот вид обобщения не формируется спонтанно, то можно говорить о нарушении мыслительных процессов. Однако, и в норме формирование этого вида обобщения идет с большим трудом.
Второй уровень обобщения – группировка предметов на основе внешнего признака (субъективного). Возникает примерно в 2, 5 года, когда у ребенка возникает потребность группировать предметы. На этот счет Л.С.Выготский высказывался так: «ребенок в 3 года так же устроен, как и взрослые, только знает меньше». К 3м годам ребенок начинает подмечать, что в той жизни, которая его окружает все лежит на своем месте.
Эти наблюдения за окружающей действительностью формируют третий уровень обобщения.
Третий уровень обобщения – 3 года – тип коллекции (Выготский), родовидовой тип. Методика классификации используется для того, чтобы выявить уровень развития мышления (чтобы отличить у.о. ребенка от речевого). Перед ребенком раскладываем разные предметные картинки и говорим: «Разложи эти картинки по кучкам». При этом всегда нужно смотреть на родителей, т.к. языковая способность генетически связана с родителями. При нормальном развитии к 3-м годам уровень родовидового обобщения должен сформироваться.
Четвертый уровень обобщения – логическое обобщение формируется в школе, требует абстракции. (Логопед предложил ребенку разложить предм. картинки на кучки. Получились такие: овощи, фрукты, животные, птицы. Логопед: А теперь сделай только две кучки.
Ребенок: Две не получается.
Логопед: Почему?
Ребенок: Овощи и фрукты можно вместе, а тут же петух, его нельзя вместе с лисой - съест.
Т.Е. ребенок еще не может абстрагироваться.
Операция сериации.
Сериация – 1) способность располагать предметы в ряд по нарастанию или убыванию ведущего признака. (У неговорящих детей формируем: Л: «Смотри как холодно, зима, мы будем отправлять птичек в теплые края на самолете, потому что они уже замерзли и сами лететь не могут. Поставь их в очередь, они вежливые, чтобы мы видели, какие они вежливые». Ребенок начал приговаривать: Маленькая, побольше и т.д.). В дальнейшем эта операция перерастает в речь
2) способность соотнести два ряда предметов по ведущему признаку.
Операция сравнения.
Сравнение – способность сравнивать, сопоставлять (-главная, т.к. все познается в сравнении) предметы, явления или понятия и находить в них существенную разницу. Первоначально логопед предлагает сравнивать сравнимые понятия (чем похожи и не похожи девочка и кукла? Затем несравниваемые понятия: кот и дым, река и оса. При этом ребенок не должен сравнивать эти понятия, но ребенок может ответить, что кот и дым серый, дым как хвост у кота; река и оса движутся, они красивые, кусаются (холодная вода). Ботинок и карандаш: оба оставляют след). Операция сравнения должна показать, что ребенок может сравнивать по ведущему признаку, который их отличает. Все эти мыслительные операции обеспечивают развитие речи. Обобщение создает основу для того, чтобы ребенок умел группировать словарь в памяти, потому что в памяти слова «застревают» тогда, когда попадают в определенную семантическую группу. Тогда другие слова в этой группе это слово удерживают. Если слова попадают в память как попало, т.е запоминаются не упорядоченно, тогда такой способ не дает слову «застрять» в памяти.