Понятие и сущность менеджмента
Тема 1 Понятие и сущность менеджмента
1.1. Понятие «менеджмент».
1.2. Сферы деятельности менеджера.
1.2.1. Уровни управления
1.3. Понятие и классификация функций управления.
1.4. Законы, закономерности и принципы менеджмента
1.5. Виды менеджмента
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
1) умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
2) функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;
3) область человеческого знания, помогающую управлять;
4) определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Обычно определение "менеджмент" применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Но в последнее время это понятие стали широко применять к непредпринимательским организациям.
Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение.
Менеджмент – это
‑ способ, манера обращения с людьми;
‑ власть и искусство управлять кадрами;
‑ особые умения и административные навыки;
‑ орган управления, административная единица.
Рассмотрим все направления данного определения.
1) Менеджмент как процесс управления.
Менеджмент — это сознательное воздействие на доступные ресурсы, процессы, внешнюю среду для эффективного достижения целей организации.
Управление — это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов.
Ресурсы – это статика, процессы – динамика: превращение одних ресурсов в другие (сырье – ГП – деньги – информация…).
К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:
• материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;
• финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);
• людские ресурсы (персонал);
• информационные ресурсы;
• временные ресурсы.
Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления.
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
Оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
‑ организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
‑ выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
Контроль — это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2) Менеджмент как наука (искусство управления).
Менеджмент — самостоятельная область знаний с начала XX в.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
В основе менеджмента как науки — тысячелетняя практика управления.
3) Менеджмент как аппарат управления.
Менеджмент — специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители)
4) Менеджмент как категория людей
Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.