Понятие и сущность менеджмента

Тема 1 Понятие и сущность менеджмента

1.1. Понятие «менеджмент».

1.2. Сферы деятельности менеджера.

1.2.1. Уровни управления

1.3. Понятие и классификация функций управления.

1.4. Законы, закономерности и принципы менеджмента

1.5. Виды менеджмента

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

1) умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

2) функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

3) область человеческого знания, помогающую управлять;

4) определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.

Обычно определение "менеджмент" применяют только к управ­лению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, дей­ствующей в рыночных условиях. Но в последнее время это понятие стали широко применять к непредпринимательским организациям.

Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение.

Менеджмент – это

‑ способ, манера обращения с людьми;

‑ власть и искусство управлять кадрами;

‑ особые умения и административные навыки;

‑ орган управления, административная единица.

Рассмотрим все направления данного определения.

1) Менеджмент как процесс управления.

Менеджмент — это сознательное воздействие на доступные ресурсы, процессы, внешнюю среду для эффективного достижения целей организации.

Управление — это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов.

Ресурсы – это статика, процессы – динамика: превращение одних ресурсов в другие (сырье – ГП – деньги – информация…).

К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

• материальные ресурсы (земля, здания, помещения, обору­дование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;

• финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);

• людские ресурсы (персонал);

• информационные ресурсы;

• временные ресурсы.

Процесс ме­неджмента рассматривается по ста­диям, основным сферам деятельнос­ти, функциям управления.

Понятие и сущность менеджмента - student2.ru

1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление включает в себя выработку основ­ных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; со­здание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).

Оперативное управление — деятельность по реализации опре­деленных указанных целей, включающая в себя:

‑ организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;

‑ выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.

Контроль — это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.

2) Менеджмент как наука (искусство управления).

Менеджмент — самостоятельная область знаний с начала XX в.

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фир­ма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.

Предмет изучения научного мене­джмента — наиболее значимые за­кономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.

В основе менеджмента как науки — тысячелетняя практика управления.

3) Менеджмент как аппарат управления.

Менеджмент — специфический ор­ган (аппарат) управления современ­ной организацией. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ре­сурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления вхо­дят руководители, специалисты и слу­жащие (технические исполнители)

4) Менеджмент как категория людей

Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.

Наши рекомендации