Глава 2. Сущность конфликта и его структурные элементы
Оглавление
Предисловие............................................................................................ 5
Глава 1. Введение в конфликтологию........................................................ 5
Глава 2. Сущность конфликта и его структурные элементы.................... 8
2.1. Определение конфликта и его элементов, функции конфликтов 8
2.2. Типы наиболее распространенных конфликтогенов................. 11
2.3. Эскалация конфликтогенов и некоторые правила
бесконфликтного поведения...................................................... 13
Глава 3. Причины возникновения и этапы развития конфликтов.......... 16
3.1. Классификация причин конфликтов.......................................... 16
3.4. Конфликты в условиях конкуренции......................................... 23
Глава 4. Типология конфликтов............................................................... 26
3.1. Классификация конфликтов по различным основаниям........... 26
Глава 5. Личностные особенности и их влияние на возникновение
и поведение в конфликте.............................................................. 36
5.1. Потребности и мотивы поведения личности,
их взаимосвязь с конфликтным поведением............................... 36
5.2. Типология конфликтных личностей........................................... 38
5.3. Влияние стрессоустойчивости на конфликтное поведение....... 41
Глава 6. Стратегия поведения оппонентов в конфликтной ситуации..... 46
6.1. Конфликты и трансактный анализ............................................. 46
6.2. Механизмы психологической защиты....................................... 49
6.3. Основные стратегии разрешения конфликта............................. 51
Глава 7. Управление конфликтом............................................................. 55
7.1. Предупреждение, разрешение и управление конфликтом........ 55
7.2. Структурные методы разрешения конфликтов......................... 57
7.3. Психологические предпосылки устранения барьеров
взаимопонимания в конфликтных взаимоотношениях............ 58
7.4. Методы разрешения внутриличностных конфликтов............... 59
7.5. Методы управления межличностными конфликтами............... 63
7.6. Переговоры как действенное средство разрешения конфликта 65
Библиографический список....................................................................... 68
Предисловие
Конфликты неизбежны, возникают во всех сферах человеческой жизни. Руководителям всех уровней чаще других приходится сталкиваться с конфликтами, затрачивая на их разрешение значительную часть своего рабочего времени и сил. Специалист в области управления персоналом должен уметь разумно, конструктивно использовать силу противоречий, выбирая оптимальный способ их разрешения. В связи с этим в Стандарт высшего образования по специальности "Управление персоналом" входит курс "Конфликтология".
Одноименное учебное пособие соответствует требованиям указанного Стандарта. Оно содержит теоретический блок из семи глав, соответствующих основным темам курса, и приложений. В конце каждой главы предлагаются контрольные вопросы, ответив на которые можно самостоятельно проверить усвоения материала. Библиографический список включает основные источники по данному курсу.
В соответствии со Стандартом разработана программа (прил. 1) и планы семинарских занятий (прил. 2). Выполнение заданий к практическим занятиям с анализом конфликтных ситуаций дает возможность закрепить теоретические знания, полученные в курсе "Конфликтология" (прил.3 и 4).
Весьма полезным представляется наличие практикума, который позволит студентам познать свои личностные особенности, предопределяющие поведение в конфликте. Практикум содержит семь тестов, выполнением которых завершается изучение курса "Конфликтология".
Учебное пособие может быть полезным студентам широкого спектра специальностей, предполагающих управленческую, консультационную, преподавательскую деятельность, а также аспирантам, преподавателям и тем экономистам-практикантам, деятельность которых предполагает активное общение с людьми.
Глава 1. Введение в конфликтологию
В условиях современного динамичного бизнеса, обострения конкуренции, появления безработицы постоянно возникают точки рассогласования интересов отдельных лиц и целых групп. Руководителям, менеджерам чаще других приходится сталкиваться с конфликтами, затрачивая на их разрешение до 20% своего рабочего времени. Практические знания о конфликтах есть в житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют стратегию поведения в конкретном конфликте и результаты взаимодействия с участниками противоборства. Но в большинстве случаев воспоминания о конфликтах вызывают неприятные ассоциации: враждебность, непонимание, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, и его надо избежать. Так ли это?
Обзор литературы, дающий представление о становлении учения о конфликтах, свидетельствует о том, что философия стала колыбелью многих наук, в том числе конфликтологии. Так, китайские мыслители (7-6 вв. до н.э.) полагали, что источник развития всего существующего - во взаимоотношении присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.
В Древней Греции возникло учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Гераклит считал войну отцом всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло. Мыслители прошлого уже тогда пытались определить критерии "справедливого" и "несправедливого" насилия, например, Цицерон (106-43 гг. до н.э.) выдвинул тезис о "справедливой и благочестивой войне", которая могла вестись за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага.
Дальнейшее развитие мысли о войнах и их роли в жизни общества можно найти в трудах философов средних веков, среди них отметим Фому Аквинского (1225 - 1274), Эразма Ротердамского (1469 - 1536) и др.
В Новое время конфликт как сложное социальное явление был изучен Адамом Смитом (1723 - 1790). Проблема борьбы, вражды, угрозы рассматривается в работах Иммануила Канта (1724 - 1804), Георга Гегеля (1770 - 1831) и в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809 - 1902).
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Умение управлять конфликтом, что зависит нередко от способности дает возможность коренным образом изменять представление друг о друге. В итоге потенциальный противник может быть партнером
Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. При формировании конфликтологии используются знания, накопленные в рамках многих наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии (табл. 1).
Таблица 1
Годы опубликования первых работ по конфликтологии*
Военные науки | |
Политические науки | |
Исторические науки | |
Педагогика | |
Философия | |
Искусствоведение | |
Социобиология | |
Математика | |
Психология | |
Правоведение | |
Социология |
Таким образом, проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В настоящее время сложилось несколько направлений развития конфликтологии:
- философско-социальное (теоретическое направление, рассматривающее общие тенденции развития конфликтов на макроуровне);
- организационно-социологическое (изучающее причины и динамику конфликтов организаций, групп, коллективов);
- индивидуально-психологическое (изучающее психофизиологические особенности и характеристики отдельных личностей, типы их поведения в конфликте).
Особую роль в развитии конфликтологии играет психология, так как она является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов. Объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней.
В конфликтологии используются методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь, в психологии и социологии. При изучении внутриличностных конфликтов применяется наблюдение, индивидуальная беседа, личностные опросники и специальные тесты.[1]
Для исследования очагов и остроты межличностных конфликтов в коллективах социологи проводят социометрию. Для установления не только реальных, но и потенциальных конфликтных взаимоотношений используется модульная методика, разработанная отечественными конфиктологами.
При изучении всех типов конфликтов широко применяется ситуационная диагностика. И, наконец, математическое моделирование межгрупповых и межгосударственных конфликтов с использованием электронно-вычислительной техники позволяет осуществить статистические исследования, вероятностные распределения, разработать теоретические и практические модели поведения субъектов конфликта.
Контрольные вопросы:
Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная наука?
Какие основные этапы в развитии конфликтологии можно выделить?
Какими методами изучаются конфликты?
Почему конфликтологию можно назвать междисциплинарной наукой?
В чем выражается взаимосвязь между конфликтологией и управленческими дисциплинами?
Глава 2. Сущность конфликта и его структурные элементы