Лекция 3. Общение как взаимодействие

Эта сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.

Виды социальных мотивов взаимодействия:

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно этим мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1) Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

2) Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).

3) Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).

4) Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

5) Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

Лекция 3. Общение как взаимодействие - student2.ru max

Ориентация

на собственные Противодействие Сотрудничество

цели

Компромисс

Избегание Уступчивость

min max

Ориентация на цели другого

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие, описывающих его.

1. Теория обмена Дж.Хоманса. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, и стараются их уравновесить. Тогда взаимодействие станет устойчивым и приятным. Эта теория опирается на 4 принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

2. Символический интеракционизм Дж.Мида. (Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.) Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения, как бы «разгадываем» мысли других. Сущность этой теории заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов.

3. Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана. Она утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других.

4. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Здесь межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Потому, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития.

Говоря об условиях эффективного взаимодействия в ситуации общения, выделяют основные – это дистанция и позиция в общении. Так же имеют значение время, место, ситуация, стиль, тон общения и т.д.

Во-первых, если вы хотите, чтобы собеседники чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию.

Во-вторых, взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции. Позиция в общении раскрывается через теорию трансактного анализа, предложенную Э.Берном.

Наши рекомендации