Создание системы мотивации персонала
Создание системы мотивации осуществляется в три этапа:
Определение характера мотивационной среды организации.
На первом этапе осуществляется определение средств и методов построения мотивационной среды в организации. С этой целью следует:
- определить средства изучения и измерения мотивационной сферы сотрудников;
- оценить степень достижимости желаемых результатов (не должны быть ни слишком легкими, ни слишком тяжелыми, поскольку в обоих случаях мотивация персонала слабеет);
- создать условия для реализации механизмов мотивации и стимулирования.
Для этого:
- создать общие условия мотивации;
- обосновать систему оценивания эффективности работы, выделить критерии оценки результатов;
- определить связь результата и вознаграждения и способы реализации этой связи на практике;
- определить критерии оценки качества работ, механизмы контроля за выполнением нормативов;
- определить механизм пересмотра нормативов;
- установить механизмы вознаграждения эффективно работающих сотрудников;
- довести до сведения сотрудников информацию о том, как нужно работать и какие результаты получать.
Построение мотивирующей системы.
Второй этап построения системы мотивации персонала организации должен происходить в соответствии с принципами мотивации персонала.На этом этапе строится дифференцированная система мотивации, учитывая психологические особенности работников. С этой целью:
- необходимо провести тестирование и / или анкетирование работников, среди которых могут быть выделены группы с теми или иными особенностями мотивации;
- определить, какими психологическими особенностями обладает сотрудник;
- составить на основе анкетирования и тестирования индивидуальные карты мотивационных особенностей каждого из сотрудников.
- выделить группы работников со сходной мотивацией;
- на основе данных карт разработать дифференцированную мотивирующую систему организации.
Мониторинг и коррекция системы мотивации.
В основе мониторинга мотивации среды организации в первую очередь лежат:
- наблюдение за поведением работников и их реакцией на те или иные мотивирующие воздействия;
- регулярное (с частотой примерно 1 раз в полгода) анкетирование или тестирование персонала;
- фиксация изменений в мотивационно-потребностной сфере сотрудников;
- коррекция системы мотивации в соответствии с этими изменениями.
- проведение мотивационных тренингов с работниками организации.
Демотивация.
Перечислить причины. Раздаточный материал с описанием причин.
1. Постоянные стрессовые нагрузки
2. Работа требует более высокой квалификации
3. Уровень работы ниже, чем квалификация сотрудника
4. «Надоело». Все слишком привычно и повторяемо
5. Работа предполагает слишком много процедур
6. Слишком много изменений
7. Реструктуризация (поглощения, слияния и т.д.)
8. Диверсификация
9. Нужно слишком многое разрабатывать самому и нести за это ответственность
10. Низкая степень делегирования и/или доверия
11. Очень высокая степень делегирования и/или доверия, недостаточное внимание со стороны руководителя
12. Отсутствие возможности профессионального роста и развития
13. Отсутствие карьерного роста
14. Неудовлетворенность статусом
15. Недостаток признания, похвалы
16. Неудовлетворенность чем-то на протяжении длительного времени
17. Несоответствие ожиданиям
18. Недовольство своим положением в сравнении с положением других сотрудников
19. Неудовлетворенность ситуацией на рынке труда
20. Отношения в коллективе
21. Позиционирование сотрудника в коллективе
22. Личность руководителя и/или стиль управления
23. Отношение руководителя именно к этому сотруднику
24. Смена руководства
25. Изменение политики компании
26. Гигиенические факторы