I. Процессуальные характеристики мышления
Мышление как процесс активно изучался в гештальтпсихологии. Освальд Кюльпе (1862–1915) и его ученики (Вюрцбургская школа психологии мышления, г. Вюрцбург, Германия) объединили свои усилия по изучению фазовой динамики мысли. В результате своих экспериментов они выделили четыре стадии динамики мысли.
1. Постановка вопроса. На этом этапе вычленяется вопрос, анализируются условия задачи. Он направляет процесс мысли. Все побочные вопросы в данный момент подчиняются главному. Если бы этого выделения не было, каждый из нас, как это наблюдается в патологии мышления, оказался бы в плену побочных ассоциаций.
2. Выдвижение гипотез. На этом этапе осуществляется поиск возможных направлений в преобразовании, изменении в проблемной ситуации. Идет поиск путей решения задачи. Чем же определяется выдвижение той или иной гипотезы?
· Характером знаний, которыми обладает решающий задачу.
· Опытом (житейским и профессиональным).
· Богатством ассоциативных знаний (опытом мыслительной деятельности).
· Индивидуальными особенностями работы с гипотезами. Можно выделить следующие типы людей по их работе с гипотезами: безгипотезные, или дающие случайный ответ (сразу выдают ответ, без предварительной проработки проблемы); одногипотезные (обычно выдвигающие одну гипотезу и работающие с ней до последнего этапа, и лишь затем, при необходимости, выдвигающие следующую гипотезу); и многогипотезные (одновременно выдвигающие и работающие с нескольким гипотезами). Дж. Брунер выделил еще азартное, или бессистемное, выдвижение гипотез. Он считал, что такие же стратегии люди избирают и при проверке своих гипотез.
3. Проверка гипотезы (или поиск верного решения). На этом этапе протекает собственно решение мыслительной задачи. Мы можем осуществить эту деятельность несколькими методами:
а) проб и ошибок;
б) пассивным использованием алгоритмов;
в) активным использованием алгоритмов;
г) использованием интуитивного решения (инсайта).
Как и на этапе выдвижения гипотез, успех в поиске верного решения зависит, кроме правильно выбранного метода проверки гипотезы, от определенных условий.
· Знания и опыт по-прежнему играют ведущую роль в успешном решении мыслительной задачи.
· Мыслительные операции. Посредством их осуществляется проверка гипотез. Мы в нашей мыслительной деятельности используем восемь операций. Первая из них – сравнение. Используя эту операцию, мы можем выделять общие или отличительные признаки у ряда исследуемых предметов, явлений и т.п. Критериями успешности владения операцией сравнения служат легкость перехода от одного основания для сравнения к другому, их количество, абстрактность или конкретность и т.д. Вторая логическая операция – обобщение. Она представляет собой средство объединения предметов, явлений, понятий по их существенным признакам и свойствам. Остальные мыслительные операции можно представить в виде пар. Прежде всего, это пара «анализ–синтез». С помощью анализа мы разделяем целое на части, выделяем отдельные признаки, стороны объекта. Синтез служит средством объединения отдельных элементов в новое целое по признакам, выделенным во время анализа. Следующая пара мыслительных операций представляет собой «абстракцию–конкретизацию». Во время абстрагирования мы выделяем, исходя из мыслительной задачи, одни признаки объекта и временно отвлекаемся от всех других признаков, присущих данному объекту. Конкретизация направлена на восстановление в мышлении объективной целостности, максимально полное представление свойств изучаемого объекта. Последней парой логических операций является «систематизация–классификация». Классификация позволяет проводить разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию. Систематизация является средством разделения предметов или явлений и их свойств с последующим объединением, но не отдельных объектов, как в классификации, а их групп и классов.
· Суждения и умозаключения. Эти способы верного ответа характерны для понятийного уровня мышления, когда мыслительный процесс опосредуется словом.
4. Проверка решения (поиск ответа, или нахождение ответа) является заключительной стадией фазовой динами мысли. Условиями успешного прохождения этой стадии, в свою очередь являются:
· Умение обобщать, т.е. выделять наиболее существенные признаки проблемы.
· Речевой запас, позволяющий выразить результат решения на доступном для окружающих языке.
· Глубина понимания проблемы. Обычно выделяют три признака понимания: вариативностьречевой формы при выражении одной и той же мысли; вариативностьопераций, способов решения; вариативность логической формы мысли (суждения).
II. Результативные характеристики мышления. Они частично уже были представлены, когда мы рассматривали процессуальные характеристики. Это понимание, обобщенность и речевая форма мысли.
Понимание – это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Оно осуществляется через внутреннюю речь субъекта. Понимание относится одновременно и к результативным, и к процессуальным характеристикам, являясь их связующим звеном. Его нельзя отождествлять со знанием, так как, возможно, знание без понимания и, наоборот, понимание без соответствующего знания. Последний случай определяется как «непосредственное усмотрение».
Субъективным признаком понимания является ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемого явления. Это может быть:
· логическая упорядоченность, ясное вúдение причинно-следственных связей. В этом случае ранее механические перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (чаще всего такое проявление понимания характерно для естествознания, математики, физики и т.п.);
· ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений (и без логического каркаса). В этом случае человек понимает мысли, мотивы другого человека, понимает социокультурные явления: исторические события, письменные памятники, искусство и т.д.;
· понимание на основе сопереживания, идентификации. В таком случае мы понимаем эмоции других, этические и эстетические явления.
Сюда же относится и нерасчленимое «понимание человека». Наиболее изученной является роль языка в этом понимании. Будучи необходимым условием и вместе с тем продуктом общения и совместной деятельности людей, понимание осуществляется в актах внутренней речи субъекта и раскрывает ему как собственные мотивы и цели, так и мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия другого человека (поступка, речи, демонстрации или репрезентации предмета и т.п.). Накоплено много эмпирических данных и созданы теории о механизмах понимания человека человеком (изучаемые психологией личности и социальной психологией). К механизмам понимания человека относят идентификацию, проекцию, эмпатию, инсайт, интуицию, социальную перцепцию, каузальную атрибуцию. Большинство этих понятий являются предметом изучения социальной психологии.
Виды мышления
Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная из них характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления: предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет; наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирующее образами реального мира; словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Эти виды мышления в истории человечества (филогенезе) могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессиональной деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п.
Предметно-действенное мышление (наглядно-действенное)
В филогенетическом развитии это мышление считается исходным пунктом всех других видов человеческого мышления. Однако, в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Причины его возникновения на заре развития человеческого мышления, на первых ступенях развития в онтогенезе и возникновение у взрослого человека в его трудовой и учебной деятельности, в принципе, одни и те же. Это: а) слабое развитие (или отсутствие) образного и понятийного мышления; б) отсутствие у субъекта на момент изучения знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта.
Особенность данного вида мышления заключается в том, что с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой. К функциям наглядно-действенного мышления относятся:
· выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Практические преобразования, которые мы совершаем в процессе этого вида мышления, позволяют набрать факты, касающиеся познаваемых объектов;
· возможность в обобщенной форме овладевать практическими преобразованиями, лежащими в основе выделения самых разнообразных и скрытых свойств предметов;
· овладение обобщенным умением получать факты.
В процессе предметно-действенного мышления, следовательно, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных представлений и понятий.
Образное мышление (наглядно-образное)
Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, так как может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление«схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, т.е. без развернутого анализа и рассуждения. При этом оно обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.
Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом. Образы гораздо теснее, чем слово, связаны с чувственным отношением человека к окружающему миру, его переживаниям. В образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями. В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой опыт человека. И в этом смысле они обезличены. Данное отличие между понятием и образом служит одним из факторов, определяющих большие трудности первичного усвоения понятий и предпочтительности использования примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами даже усложняют этот процесс.
Причин тому несколько. Во-первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом изображении, словесном описании и т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано с тем, что человек не владеет достаточно точными средствами для выражения содержания имеющегося у него образа. Поэтому должен быть запас созданных образов. Чем их больше и чем они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, т.е. успешного оперирования ими.
Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие образы у передающего и воспринимающего информацию.
В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, кому по их индивидуальным особенностям для легкости и свободы создания образа обязательно требуется наличие еще и наглядной основы.
Наглядно-образное мышление является базой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные.
Словесно-логическое мышление (понятийное)
Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Что же специфично для понятийного мышления? Используя его, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с точек зрения других. Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует выделения главного и подчинения ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчиненные предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл.
Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно понятийного (словесно-логического) мышления.