Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД

Цель занятия: раскрыть понятие морального выбора, его роль в поведении и деятельности сотрудников ОВД; закрепить теоретические положения темы в процессе анализа полицейской практики; показать возможности морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения.

Семинар - 2 часа

П Л А Н

1. Сущность и структура морального выбора.

2. Проблема морального выбора в служебной деятельности сотрудника полиции.

Темы докладов

1. Героические поступки сотрудников ОВД как проявление моральной свободы и ответственности.

2. Объективные условия и субъективные предпосылки правильного морального выбора.

3. Нравственная свобода и моральная ответственность в поведении и деятельности сотрудников.

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.

Дополнительная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.

Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.

Методические рекомендации

Первый вопрос. Дать определение морального выбора, показать объективные и субъективные условия его осуществления; раскрыть структуру морального выбора, его связь с нравственной культурой личности.

Показать сущность нравственной свободы и моральной ответственности; осветить диалектическую взаимосвязь этих понятий; проанализировать проявление свободы и ответственности личности на примерах из практики ОВД, художественных произведений, теле – и кинофильмов на полицейскую тематику.

Второй вопрос желательно посвятить раскрытию механизма морального выбора, соотношению свободы, необходимости и ответственности в выборе линии поведения сотрудника, его поступков, средств достижения цели. Следует также показать связь внешних условий деятельности и нравственной культуры сотрудника, моральных требований права при принятии решений и совершении действий.

Необходимо обратить внимание на то, что моральный выбор может быть ситуационным, т.е. связанным с конкретным выбором поведения из двух и более возможных вариантов, и устойчивым, традиционным, типичным, выработанным жизненным опытом, основанным на принципах поведения и деятельности сотрудника. Обязательно следует показать, как сложность или ошибочность выбора влияют на поведение человека, как выбор, основанный на отходе от принципов, диктуемых служебным долгом, ведет к деформации личности сотрудника полиции и моральным конфликтам в служебном коллективе.

Практические занятия – 4 часа

Цель занятия: Используя учебный материал, художественную и мемуарную литературу, опыт работы сотрудников ОВД, свои жизненные наблюдения, показать, какую роль играют моральный фактор и моральный выбор в жизнедеятельности органов внутренних дел; подкрепить теоретические положения конкретными примерами, сделать их разбор.

Наши рекомендации