Приём «Корзина грецких орехов».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают дети по обсуждаемой теме/проблеме. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будут собираться «грецкий орехи» -идеи, предложения и т.д. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно детям по той или иной теме/проблеме.
2. Сначала каждый ребёнок вспоминает и записывает все, что знает (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Дети делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, дети должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет свою идею/предложение, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе диалога эти разрозненные идеи/предложения связываются в логическую цепь.
Приложение 3
Данные приёмы работают на достижение цели - выявление отношения каждого ребёнка класса к содержанию работы классного коллектива; определение направленности его работы, уровня организации микросоциума.
Рейтинг популярности
(приём рефлексии, используется при коллективном анализе)
Детям раздаются карточки разного цвета и объясняются их значения:
красный – дело прошло интересно, помогло решить проблемы коллектива;
зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга;
желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован.
Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее). Далее идет анализ полученных результатов, итог которого позволит сравнить объективные и субъективные оценки происходящих в классе событий.
Можно проанализировать дела и с разных сторон:
по направленности (на общую пользу или для себя);
по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.);
по способу организации (коллективный, индивидуальный, массовый);
по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители), по позиции классного руководителя, других взрослых (помощники, организаторы, участники).
Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и учащихся.
Методика "Чудо – дерево"
(приём рефлексии, используется при коллективном анализе)
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия записываются свои фамилии. Далее идёт комментирование своей позиции.
Методика "Волшебный рисунок"
(приём рефлексии, используется при коллективном анализе)
Ребята выбирают какой-либо предмет, нарисованный схематично на плакате (дом, дерево, самолет…) и начинают его "оживлять" на основе ассоциации с деятельностью детского коллектива.
Например, дом:
Фундамент дома – это как бы замысел: он был интересным, добротным или нет? Все учли или что-то забыли? (нет ли прорех в фундаменте дома?…).
Стены – это подготовка к делу. Четыре стены – четыре группы (коллектива), как они работали: дружно или нет? Покосились стены или стоят прямо и т.д.
Крыша – это проведение самого дела. Порадовало ли оно ребят и окружающих людей? (можно показать цветом, набором элементов для украшения).
Небо над домам – атмосфера (настроение) в детском коллективе после проведенного дела.
Методика "Мишень активности"
(приём рефлексии, используется при коллективном анализе)
Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
Отмечают, где бы хотелось находиться.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 круг – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 круг – если потребуют, то выполняют дела.
4 круг – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 круг – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Приложение 4
Технология проектного обучения (метод проектов)
Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.
Проект «Зелёный класс».
Цель проекта: разработать варианты использования декоративных комнатных растений в учебном кабинете с целью
Обоснование выбора темы проекта: Комнатные растения положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.
Актуальность проекта: интерьерное озеленение, приобретающее массовый характер, не всегда бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.
Этапы реализации проекта:
Этап | Деятельность классного руководителя (куратора проекта*) | Деятельность детей |
1 этап Разработка проектного задания | 1) Анонсирование проекта; 2) Подготовка вместе с активом программы реализации проекта; 3) Сообщение темы классному сообществу, обоснования и актуальности, знакомство с этапами реализации проекта. | 1) Разработка программы реализации проекта; 2) Афиша о начале проекта в классном уголке; 3) Формирование творческих групп; 4) Выбор руководителя творческой группы; 5) Учащиеся обсуждают возможные результаты своей деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; |
2 этап Разработка проекта | Классный руководитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. | Учащиеся выполняют поисковую деятельность: ü Какие комнатные растения лучше всего размещать в классных комнатах (обоснование); ü Каким должно быть их место положение; ü Общее количество зелёных растений в классной комнате; ü Условия содержания комнатных растений; ü Расчёт затрат на приобретение и содержание растений/ способы приобретения комнатных растений; ü Общий вид классной комнаты при реализации данного проекта (размещение выбранных растений); |
3 этап Оформление результатов | Классный руководитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. | Оформление результатов проекта (выбор формы оформления результатов согласуется на 1 этапе – мультимедийная презентация или стендовый материал) |
4 этап Презентация результатов | Классный руководитель приглашает на защиту проекта учителя биологии, классный родительский комитет, старшеклассников (эксперты**) Организует выступление творческих групп класса. | Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты. |
5 этап Рефлексия | Анализ деятельности |
* Куратор проекта может быть выбран родитель класса.
** Данный проект предусматривает а) выбор наиболее оптимального решения поставленной проблемы; б) использование рациональных предложений всех групп, их синтез для выработки общей стратегии в вопросе озеленении класса. Поэтому при реализации данного проекта необходимо участие родителей. В дальнейшем каждая творческая группа реализует свой проект (его часть) на практике: высаживает комнатные растения, прописывает их название и условия ухода за ними, осуществляет их содержание.
Приложение 5