Включение в систему общественных отношений
Детство - это последовательность шагов, которые совершает ребенок навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Шагая по возрастным ступеням, личность включается в систему человеческих (общественных по своей природе) взаимоотношений. Тем самым удовлетворяется ведущая потребность детства в осознании себя. Это осуществляется путем отделения от других через общение и совместную деятельность как со взрослыми, так и со сверстниками.
В дошкольный период ребенок приходит в детский сад, где он встречается с незнакомыми, поначалу чужими взрослыми и детьми. Аналогичная ситуация наблюдается при поступлении ребенка в школу.
Особенность взаимоотношений со взрослыми состоит в том, что они выступают для ребенка в качестве носителей общественных требований - будь то воспитатель детского сада или первый учитель. Кроме того, ребенок бессознательно идентифицирует воспитывающего и обучающего его взрослого с матерью (это облегчается тем, что данную роль в нашей системе образования в подавляющем большинстве случаев выполняют женщины). Ряд психологических исследований показал, что привязанность к матери является необходимым условием личностного развития ребенка. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях эмоционального тепла со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. Окрашенное положительными эмоциями общение с нею служит стимулом (а значит и мотивом) в приобщении ребенка к разным видам деятельности (и учение
здесь - не исключение) и поощряемым взрослыми формам поведения. Не менее значима в этом процессе и роль отца как эталона деятельного отношения к действительности.
Известно, что существует зависимость между качеством привязанности и познавательными способностями ребенка. Наиболее развитой познавательной активностью обладают дети, получившие в раннем возрасте надежную и безопасную привязанность к своей матери. Дети, не имевшие такой привязанности, испытывают иногда значительные трудности в познавательной деятельности.
Типичные при этом варианты поведения: поиск объекта привязанности в лице первой учительницы, которая могла бы восполнить недостаток теплых отношений с матерью, или игнорирование каких-либо контактов с учителем в силу сложившегося негативного опыта общения с матерью. И в том, и в другом случае результат один - блокирование нормального развития познавательных интересов и способностей.
Чтобы преодолеть эти личностные деформации и способствовать познавательному развитию ребенка, учитель сам должен стать объектом привязанности, обеспечив ее надежность и устойчивость, дабы в какой-то мере компенсировать недостаток семейного воспитания (в равной степени это относится и к воспитателю детского сада). Такая привязанность является необходимым условием познавательного развития ребенка, его нормальной адаптации и комфортного самоощущения.
С 5-летнего возраста у детей появляется больше возможностей приобретения жизненного опыта не только в общении со взрослыми, но и в детском сообществе. Такие сообщества создаются в этот период особенно активно. В них дети приобретают опыт руководства другими, учатся подчиняться, сотрудничать, помогать товарищам, самим принимать помощь, видеть себя со стороны.
Взаимоотношения младших школьников значительно отличаются от тех, которые были в детском саду. Нередко главным критерием, влияющим на положение в классе, становятся успехи ребенка в учении и отношение к этому учителя.