Тема 18. Развитие мышления и речи дошкольников
Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обследование предметов, выделение некоторых свойств. Освоение предметных действий. Развитие мышления в раннем детстве: его функционирование в предметной деятельности, наглядно-действенный характер, включение речи в процесс решения умственных задач, появление первых мыслительных операций, зарождение предпосылок наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления дошкольника. Развитие форм мышления. Особенности оперирования образами и системами образных представлений. Конкретная образность детского мышления. Наглядное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесно-логического мышления. Формы мыслительной деятельности: суждения, умозаключения, понятия. Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, анализ, синтез. Анимизм, артификализм, эгоцентризм как характерные особенности мышления дошкольников. Взаимосвязь развития мышления и речи. Развитие познавательных интересов и познавательной активности, любознательности. Детское экспериментирование. Познавательные вопросы, их происхождение и содержание. Развитие умений и навыков умственной деятельности. Значение знаний для развития мышления. Влияние мышления на психическое развитие.
Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие активного и пассивного словаря. Освоение грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Основные закономерности усвоения дошкольниками синтаксиса и морфологии родного языка. Развитие функций и видов речи. Осознание звукового состава слова, словесного состава речи как предпосылка овладения чтением и письмом. Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи. Значение освоения речи для психического развития.
Литература основная:
1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.
2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.
6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.
7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.
8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
9. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 368 с.
Литература дополнительная:
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 256 с.
2. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 17-31.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: учеб. пособие студ. для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
4. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во РОССПЭН, 1996. – 272 с.
5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 368 с.
6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МПСИ, 2005.– 224 с.
7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 236 с.
8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве //Избр.психол.труды. – М.: Педагогика, 1989. –с. 365-380.