Развитие логического мышления старших дошкольников

Актуальность: Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т.д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами — логическими блоками Дьенеша, а так же игра А.З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Цель: Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.
Задачи:

1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
8. Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

Основополагающий вопрос: Чем может помочь дидактическая игра?
Проблемные вопросы:

  1. Что такое логика?
  2. Каким бывает мышление?
  3. Когда, в каком возрасте начинает развиваться логическое мышление?
  4. Чем полезна дидактическая игра З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили»?
  5. Что развивает дидактическая игра «Логические блоки Дьенеша»?

Материалы к учебному проекту:

  1. Визитка Файл:Визитная карточка.doc
  2. Презентация Файл:Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.ppt
  3. Пример публикации
  4. Кроссворд
  5. Тест
  6. Критерии оценивания презентации
  7. Критерии оценивания публикации
  8. Web-сайт "Рабочая тетрадь проекта"
  9. Критерии оценивания заданий, выполненных в рабочей тетради

Общая цель работы - развитие логического мышления. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Но, учитывая огромный поток информации, образованность взрослых, широкий круг общения, данный тип мышления находится на пике и поднимается на более высокий уровень - это уже логическое мышление. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения).

Все это составляет основу методики А.Зака. Обучение сложным логическим операциям проводится через игру, а это основной вид деятельности дошкольника. Эта игра не оставила без интереса детей и, более того, перешла в увлечение. Изучение закономерностей развития мышления (как формы творческой мыслительной деятельности детей ) - одна из фундаментальных проблем возрастной психологии. Знание указанных закономерностей необходимо для разработки более полных представлений о развитии личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, в частности о том, как формируются в этом возрасте интеллектуальные способности.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников. Для умственного развития дошкольников нужно использовать три вида мышления наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Итак, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия. Для развития наглядно-действенного мышления используются такие игры как: "Просветы", "Переставь карточку (картинку)".

Своеобразное наглядно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти самый лучший. Игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления : " Как гусеница и муравей в гости ходили ", " Шаги курицы, гуся и утки", "Путешествие насекомых", " Обмены", "Прыжки зайца".

Своеобразие словесно-логического мышления (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного) состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. Поэтому главная цель работы по развитию словесно-логического, отвлеченного мышления заключается в том. чтобы с его помощью формировать у них умение рассуждать, делать выводы суждений. С этой целью используют такие игры, как "Кто где живет?", "Одинаковое-разное", "Поиск девятого".

Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития; Формирование у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для Формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

  1. Создание игровой ситуации. Знакомство с героями игры -Гусеницей и Муравьем. Используется 4-клеточное поле.
  2. Найти одиночные ходы гусеницы и муравья. (" Куда может>пойти...?" или 2-й вариант -"Откуда может прийти"...?), количество занятий 5.
  3. Используем 6-клеточное поле, (задания те же, а также дополнительно: "Найти правильный ход", "Проверить :может ли так ходить...?") - правильный ход обозначается .
  4. Берем 8-клеточное поле. Задания: найти неверный ход. Ввести понятие "Начальная и конечная клетка" - одиночного хода.
  5. Используем 9-клеточное поле. Задания с двумя ходами (т.е. делаем два шага). Ввести понятие "промежуточная клетка". На этом этапе используются такие типы заданий как:

· дети решают загадки,

· проверяют верность ходов,

· ребенок самостоятельно сочиняет загадки.

5. В игру вводится 12-клеточное поле. Идет отработка различных типов заданий.

6. Используем 16-клеточное поле. Знакомство с новыми пер­сонажами: курица, гусь, утка.

7. Авторский этап. Дети самостоятельно придумывают поле. Со­ставляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.

Наши рекомендации