Определение ограничения жизнедеятельности (оценка жизнедеятельности)
Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Такие ограничения жизнедеятельности как социальные последствия нарушения здоровья приводящие к необходимости социальной помощи и защиты вследствие социальной недостаточности из-за ограничения физической независимости; ограничения мобильности; ограничения способности заниматься обычной деятельностью; ограничения способности к получению образования; ограничения способности к профессиональной деятельности; ограничения экономической самостоятельности; ограничения способности к интеграции в общество.
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Выделяются 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию– способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию
окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение - способность косознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально - этических норм:
1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень – способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;, в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень неспособность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условием выполнения роботы:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессиипри сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специальносозданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность(противопоказанность) трудовой деятельности.
Для определения ограничения жизнедеятельности также используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), также известна как ICF, является классификацией компонентов здоровья, функционирования и инвалидности (утвержденная ВОЗ в 2001 году).
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья строится вокруг нескольких основных компонентов:
1- b функции организма,
2 - s структуры организма,
3 - d активность и участие,
4 - e факторы окружающей среды.
Раздел 1. Функции организма:
b1 умственные функции,
b2 сенсорные функции,
Ь3 функции голоса и речи,
b4 функции сердечно-сосудистой, иммунной, дыхательной и систем крови,
b5 функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма,
Ь6 урогенитальные и репродуктивные функции,
Ь7 нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции,
Ь8 функции кожи и связанных с ней структур.
Раздел 2. Структуры организма:
s1 структуры нервной системы,
s2 глаз, ухо и относящиеся к ним структуры,
s3 структуры участвующие в голосообразовании и речи,
s4 структуры сердечно-сосудистой, иммунной и дыхательной систем,
s5 структуры относящиеся к пищеварительной системе, метаболизму и эндокринной системе,
s6 структуры относящиеся к урогенитальной и репродуктивной системам,
s7 структуры, связанные с движением,
s8 кожа и относящиеся к ней структуры.
Раздел 3. Активность и участие:
d1 обучение и применение знаний,
d2 общие задачи и требования,
d3 общение,
d4 мобильность,
d5 самообслуживание,
d6 бытовая жизнь,
d7 межличностные взаимодействия и отношения,
d8 главные сферы жизни,
d9 жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь.
Раздел 4. Факторы окружающей среды:
e1 продукция и технологии,
e2 природное окружение и изменения окружающей среды, осуществлённые человеком,
e3 поддержка и взаимосвязи,
e4 установки,
е5 службы, административные системы и политика.
Приведем пример использования международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в качестве основы для построения реабилитационного диагноза.