Философская проблематика и ее художественное воплощение

Список литературы для обязательного чтения

1. Ф. Стендаль. Красное и черное. Ванина Ванини. Пармская обитель.

2. О. Бальзак. Отец Горио. Гобсек. Шагреневая кожа. Евгения Гранде.

3. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Таманго. Матео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Арсена Гийо. Аббат Обен. Венера Илльская. Локис.

4. Г. Флобер. Госпожа Бовари. Саламбо или Воспитание чувств (1 из романов по выбору).

5. Т. Готье. Лирика.

6. Ш. Бодлер. Цветы зла («Благословение», «Альбатрос», «Соответствия», «Полет», «Маяки», «Гимн красоте», «Посмертные угрызения», «Падаль», «Предрассветные сумерки», «Эпиграф к осужденной книге», «Каин и Авель», «Плаванье»,).

7. Ш. Бронте. Джейн Эйр.

8. Ч. Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (отдельные главы). Приключения Оливера Твиста. Домби и сын. Тяжелые времена / Большие надежды (1 из романов по выбору).

9. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия.

10. Г. Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка». Лирика: Книга песен. Романсеро. Современные стихотворения.

11. У. Уитмен. Листья травы («Песнь о себе»).

12. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

13. Г. Мелвилл. Моби Дик.

Литература, обязательная для конспектирования:

  1. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» (по любому изданию).
  2. Стендаль Ф. «Расин и Шексир». «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» (по хрестоматии).
  3. Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970 (Глава 2. «Отец Горио»). С. 37-110.
  4. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. – С. 64-185.
  5. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. С. 262-284.
  6. Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший…». Английский роман XIX в. в его современном звучании. М., 1990. (Гл. о Ч. Диккенсе. По прошествии столетия) С. 124 – 181. и гл. о Ш. Бронте Затворница Хоуорта. С. 250-301).
  7. Карельский А.В. От героя к человеку. (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 1830-1860 гг.) // Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 197-247.

Семинарские занятия

по курсу

История зарубежной литературы 1830-1871 гг. Реализм.

Семинарское занятие № 1

Красное и черное» Ф. Стендаля как социально-психологический роман

  1. История создания и смысл заглавия романа.
  2. Социальный анализ в романе: картины жизни современного французского общества в эпоху Реставрации (Верьер, Безансон, Париж)
  3. Образная система. Способы создания характеров (портрет, внутренний монолог, авторский комментарий, оценки других персонажей, роль детали[1]):

· Жюльен Сорель (противоречивость характера, этапы жизненного пути, внешний и внутренний конфликт, причины трагедии Жюльена)

· Госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль (Концепция любви Стендаля, «любовь-страсть» и «любовь-тщеславие» в романе)

  1. Особенности психологизма Стендаля

Литература:

  1. Стендаль Ф. Красное и черное.
  2. Стендаль Ф. О любви
  1. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. – С. 64-185 (консп.)
  2. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. М., 1987. – С. 344-353.
  3. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 1998. – С. 45-56.
  4. Моруа А. Стендаль // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).
  5. Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985
  6. Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 (ЖЗЛ)

Семинарское занятие № 2

Идейно-художественное своеобразие романа

О. де Бальзака «Отец Горио»

  1. Предисловие к «Человеческой комедии» как программа реализма. Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии».
  2. Сюжетно-композиционное построение романа. (Роль экспозиции – описание пансиона Воке, основные сюжетные линии романа, прием контраста).
  3. Система образов и проблематика романа:
    • Отец Горио и его дочери
    • Эжен де Растиньяк
    • Вотрен

Литература:

  1. О. де Бальзак. Отец Горио.
  2. О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (консп.)
  1. Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970. (гл. 2) С. 37-110. (консп.)
  2. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960
  3. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М.. 1967
  4. Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951
  5. Моруа А. Бальзак «Отец Горио» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).
  6. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967

Семинарское занятие № 3

Философская проблематика и ее художественное воплощение

в романе О. де Бальзака «Шагреневая кожа»

  1. «Шагреневая кожа» как философский этюд: жанровые особенности (соотношение реального и условно-фантастического в романе, социального и философского начал).
  2. Рафаэль де Валантен: типичное и исключительное в характере и судьбе героя. Сравните образы Рафаэля, Растиньяка и Жюльена Сореля, проследите динамику образа молодого героя – искателя счастья во французской литературе.
  3. Женские образы в романе (Полина и Феодора – ангел-хранитель и демон-погубитель Рафаэля)
  4. Поэтика романа (роль эпиграфа, мастерство описаний предметного, вещного мира, специфика сюжетно-композиционного построения романа, особенности стиля и языка)

Литература:

См. список к предыдущему занятию, а также

  1. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С. 15-76
  2. Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951

Семинарское занятие № 4

Наши рекомендации