Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие русского романа 20-30-х годов (А.Платонов, М.Булгаков, С.Леонов, М.Пришвин, А.Грин - на выбор).

Период революции и гражданской войны был временем расцвета поэзии. Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, отражением острого социального конфликта. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней рус.лит., в 20-е годы встречаются редко. Русская проза 20-хг. Отличалась большим тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и гражданской войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнаруживали себя наиболее явно, к середине десятилетия литература уже имела в своем активе произведения исторического, сатирического, фантастического содержания.

Многие писатели обратились к теме деревни. Появился новый взгляд на семью, на отношения между мужчиной и женщиной. В то время были распространены веяния, в соответствии с которыми личная жизнь передового человека непременно изображалась не в семье, а в разных увлечениях, любовных интригах и т.п.

Русский роман 1920-х показал свою жизнеспособность практически во всех своих жанрах: социально-психологическом – «Белая гвардия» М.Булгакова; социальном – «Дело Артамоновых» М.Горького, художественно-документальном – «Чапаев» Д. Фурманова;историческом и историко- биографическом – «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля» Ю.Тынянова; научно-фантастическом «Человек-амфибия» А. Беляева; в жанре антиутопии – «Мы» Е.Замятина.

При изображении человека в прозе 1920-х гг писатели опирались на богатый опыт предшественников: искусство психологического анализа, «энергию заблуждения» в построении сюжета, мастерство использования хронотопа.

Изображая большевиков – героев времени писатели описывали преимущественно внешность, одежду, поступки своих персонажей. Возник стереотип показывать их людьми громадного роста и физической силы, с зычны м голосом, не ведающим сомнений и человеческих слабостей, прямолинейными в мыслях и поведении.

Развитие прозы в первое послереволюционное и послевоенное десятилетие можно охарактеризовать как движение от малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным – роману и эпопее, от зарисовки, документально-точной картины к развернутым проблемным художественным исследованиям.

Проза 1930-хгг. В 1930-е в русской прозе произошли существенные изменения. Отошли на задний план рассказ и повесть. Сузился жанровый диапазон романа. Центральное положение заняли многотомные романы-эпопеи – «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Петр первый», и т.д. В 1930 – е началось интенсивное развитие «производственной» прозы. Объектом изображения стали труд, трудовые отношения рабочих и крестьян. На фоне индустриального пейзажа создавался образ героя времени – строителя, руководителя и организатора трудовых процессов, землекопа и токаря. Если судить по произведениям, печатавшимся на страницах советских изданий, то большинство писателей полностью переключились на изображение трудовой деятельности персонажей: духовная жизнь стала вне поля их зрения.

В «производственной» прозе отчетливее всего проявились негативные процессы, выводившие художественную литературу за рамки искусства и превращавшие ее в идеологическое средство агитации и пропаганды. Соответственно изменялся инструментарий.

Булгаков обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным произведением становится роман «белая гвардия». Первые главы появились на страницах журнала «Россия» в 1924. В центре произведения –несколько эпизодов гражданской войны. Действие разворачивается в Киеве в 1918-1919гг. Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода. События революции в романе «максимально очеловечены».

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль. Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Центральным образом произведения становится символ Дома, родного очага. Собрав в него героев накануне Рождества, автор задумывается о возможной судьбе не только персонажей, но и всей России. Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города. Изменение пространственно-временных параметров приводило к необходимости самоопределения в событиях времени, принятии или отвержении происходящего. Город становится той ареной, где и происходят исторические события, требующие принятия конкретных решений. Как только размеренная жизнь уходит на второй план, меняется тон повествования, из объективно- нейтрального он становится ироническим. Иногда оказывается возможной и разоблачительно - публицистическая интонация, она нередко соседствует с экспрессивной или романтической.

21 Своеобразие художественных исканий М. Горького – прозаика и драматурга (концепция личности, национальное, историческое и экзистенциональное содержание конфликта, поэтика на материале 1-2 произведений на выбор).

Ещё до Октябрьской революции известность Горького драматурга вышла за пределы России. Его пьесы «Мещане», «На дне», «Враги» с успехом шли на многих сценах театров многих стран мира. Содержание пьес характеризует широта охвата русск. действительности, в них представлены почти все слои русск. общества.

«Егор Булычёв», Действие разворачивается в доме Б. в годы империалист. Войны , накануне революционных событий 1917 г. Хозяин дома—богатый купец, предприниматель, неизлечимо болен .Родственники на его глазах грызутся за его наследство .Жадность и эгоизм огорчают Б. Но больше всего его огорчает то, что

Вся его жизнь, отданная погоне за капиталом, все его убеждения, что именно его класс --носитель правды и создатель ценностей-всё это заблуждение. Егор Б. –человек, выламывающийся из своего класса , фигура, характерная для худ. мира Горького. Предсмертный бунт Егора против того порядка , созданию кот. была отдана его жизнь, глубоко символичен. Системой выразит-ных худ. деталей Горький передаёт ужасное состояние безысходности, овладевшее им . И за этими конкретно бытовыми деталями открывается глубокий соц. смысл происшедшего с ним .В тупике оказался не он один --в тупике русский капитализм. В заключительной сцене Шурка Б. бросается к окну, в кот. врывается революционная песня, -идёт демонстрация. Старый мир обречён.

Пьеса «На дне2. напис. в 1902г., впервые поставлена на сцене в декабре того же года и не исчезает из репертуара театров и по сегодняшние дни. В драме Горький показал противоречия русской жизни накануне 1-й революции.

В произв. Показан глубокий соц.— философ. Конфликт, конфликт «души и тела: люди, оказавшиеся на дне. рассуждают о добре и правде, о человеке, поднимают проблему гуманизма.

Герои пьесы—городская нищета на последней ступени обездоленности. Люди лишены возможности заниматься привычным делом и не сумевшие адаптироваться к «низкой среде».

Каждый из них несчастлив по-своему. Интересен образ Луки. Старик –бродяга привносит в ночлежку нечто новое, давно забытое, а некоторым и вовсе незнакомое—чувство жалости и сострадания .Его теория—идея спасительной лжи. Для него высшая цель-правда и каждому обитателю ночлежки он даёт её. Эта, правда, нужна насте, верящей в любовь, нужна актёру. Поверившему в излечение. Но каждый, кто поверил в эту правду, несчастен .Лука кажется им единственным защитником несчастных. Когда же начинаются несчастья, Лука исчезает. А с ним и призрачные надежды на перемены и спасение. Гибель актёра., ссылка Пепла ,смерть Анны, возвращение остальных обитателей ночлежки в прежне безысходное состояние—сам ход событий отвергает философию Луки. Уход старика свидетельствует о его поражении. Но из всех обитателей Лука один мог рассмотреть в каждом что-то хорошее, веру в добро, в любовь, желание изменить мир и себя, смог увидеть в других то, что даже не пытались искать другие.

Драматургия Г. хар-ся глубоким историзмом. Писатель ставил и решал центральные проблемы эпохи. Пьесы Горького оказали огромное влияние на становление и развитие театра.

Наши рекомендации