Все проблемы могут контролироваться добавлением контрольной группы
Экспериментальные планы (истинный эксперимент)
Признаки плана «истинного» эксперимента: эквивалентные группы, наличие ЭГ и КГ, завершение эксперимента тестированием и сравнением КГ и ЭГ .
план экспериментальный с тестированием после воздействия
R X O
R O
Проблема: группы могут оказаться неэквивалентными
Тест-пост тест дизайн
R O X O
R O O
Проблема: угроза тестирования
план Соломона – оценка влияния предварительного тестирования
ЭГ1 R O1 X O2
КГ1 R O3 O4
ЭГ2 R X O5
КГ2 R O6
Сравнение:
О2 и О5 – влияние предварительного тестирования на экспериментальное воздействие,
О4 и О6 – влияние предварительного тестирования на выполнение заключительного теста.
Внутригрупповые планы
Эффекты последовательности:линейный и нелинейный, симметричный и несимметричный.
Несимметричный эффект - происходящее сопутствующее изменение какой-либо внешней переменной, влияющей на ЗП, неодинаково при переходе от условия А к условию В и при переходе от условия В к А.
Уравновешивание (контрбалансировка) -равномерное распределение действия внешней (вмешивающейся) переменной по всем уровням НП. В результате эффект последовательности сам себя уравновешивает и не исказит ни дин из эффектов НП.
Способы контрбалансировки:
Внутригрупповой Межгрупповой
_____________________________________________________________
АВВА А В
Блоковая рандомизация В А
Межгрупповой способ: многоуровневые переменные
Полная контрбалансировка | Частичная контрбалансировка | ||
3 уровня НП (АВС) АВС ВАС АСВ ВСА СВА САВ | Случайный отбор последовательностей | Латинский квадрат | Сбалансированный латинский квадрат |
АВС ВАС АСВ | A B C D B C D A C D A B D A B C | A B C D B D A C D C B A C A D B |
Латинский квадрат- в каждой позиции каждый уровень одинаковое число раз.
Сбалансированный латинский квадрат - каждое условие одинаково часто предшествует другим условиям
Пример: эксперимент с построением сбалансированного латинского квадрата.
Сколько времени требуется на чтение текста на экране компьютера, набранного разными
шрифтами – Чикаго, Курьер, Женева, Таймс ?
Порядок предъявления | ||||
Группа | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Чикаго | Курьер | Женева | Таймс | |
Курьер | Таймс | Чикаго | Женева | |
Таймс | Женева | Курьер | Чикаго | |
Женева | Чикаго | Таймс | Курьер |
Способы контроля эффектов (итоговая таблица)
Внутригрупповой способ | Межгрупповой способ | ||
АВВА | Блоковая рандомизация | АВ ВА | |
Линейный симметричный | + | + | + |
Нелинейный симметричный | - | + | + |
Несимметричный | Межгрупповой план |
Двухуровневый и многоуровневый планы
Отличаются количеством уровней НП.
Пример 4-х уровневого плана: Влияние кофе на продуктивность
умственной деятельности
Гр.1 - 1 чашка кофе Тест IQ
Гр.2 - 2 чашки кофе Тест IQ
Гр.3 - 3 чашки кофе Тест IQ
Гр.4 - Контрольная группа (0 чашек) Тест IQ
2 уровня: достоинства и недостатки
Достоинства | Недостатки |
§ Оценка наличия влияния (эффекта) - стоит ли заниматься этим § Легко анализировать – «да, есть эффект» § Есть только два уровня – пол, система обучения и пр. | Прямая – не единственная линия, соединяющая две точки (Экстраполяция и интерполяция – не допустимы) |
Потолочный эффект –ЗП достигла уровня, который нельзя превысить.
Пример: количество слов, которые могут быть напечатаны за 1 минуту.
Донный эффект – ЗП достигла уровня, ниже которого она не может опуститься.
Пример: Минимальное время опознания стимула.
Статистический анализ многоуровневых планов:однофакторный анализ вариаций (ANOVA)
1 шаг – проверка гипотезы (Но) о том, что группы не различаются между собой
2 шаг ( в случае отвержения Но) – post hoc test – рассматриваются различия между группами попарно
Факторные планы
Особенности:
- две и более НП,
- используются для проверки сложных гипотез о взаимодействии НП-х,
- распространены в современной психологии
Обоснование использования ФП:
- поведение определяется системой детерминант, которые взаимодействуют друг с другом,
- это взаимодействие нельзя выявлять использую простые (однофакторные) экспериментальные планы
Пример: замкнутость – результат взаимодействия враждебности родителей с контролем
Факторное планирование
- все уровни НП должны сочетаться друг с другом.
- число групп равно числу сочетаний уровней всех НП.
- простейший случай: 2 уровня одной переменной сочетаются с 2-мя уровнями другой переменной - 2 х 2
1 переменная Уровень А Уровень В | ||
2 переменная Уровень А Уровень В | 1 группа 3 группа | 2 группа 4 группа |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пример факторного эксперимента: исследование влияния лидера группы на эффективность групповой деятельности. План – 4 х 2. 1 НП – численность группы, уровни – 3,6,10,20 человек,
2 НП – наличие \ отсутствие лидера в группе. Вывод: связь между лидерством и эффективностью групповой деятельности зависит от численности группы.
Рис. Влияние лидера на эффективность групповой деятельности.
Факторные планы: достоинства и недостатки
достоинства | недостатки |
Можно изучать взаимодействие переменных: влияние одной переменной может зависеть от уровня другой переменной («все может зависеть от обстоятельств») | § Требует затрат времени и средств § Сложность статистической обработки (дисперсионный анализ) § Сложность интерпретации |
Взаимодействие переменных.Переменные считаются зависимыми (взаимодействующими), если выясняется, что влияние одной из них на зависимую переменную различается при разных значениях второй переменной.
Главные эффекты и взаимодействие: два типа гипотез при использовании факторных планов:
О раздельном влиянии каждой из НП
Главный эффект фактора А, главный эффект фактора В
О взаимодействии переменных
Взаимодействие (интеракция) факторов А и В