Все проблемы могут контролироваться добавлением контрольной группы

Экспериментальные планы (истинный эксперимент)

Признаки плана «истинного» эксперимента: эквивалентные группы, наличие ЭГ и КГ, завершение эксперимента тестированием и сравнением КГ и ЭГ .

план экспериментальный с тестированием после воздействия

R X O

R O

Проблема: группы могут оказаться неэквивалентными

Тест-пост тест дизайн

R O X O

R O O

Проблема: угроза тестирования

план Соломона – оценка влияния предварительного тестирования

ЭГ1 R O1 X O2

КГ1 R O3 O4

ЭГ2 R X O5

КГ2 R O6

Сравнение:

О2 и О5 – влияние предварительного тестирования на экспериментальное воздействие,

О4 и О6 – влияние предварительного тестирования на выполнение заключительного теста.

Внутригрупповые планы

Эффекты последовательности:линейный и нелинейный, симметричный и несимметричный.

Несимметричный эффект - происходящее сопутствующее изменение какой-либо внешней переменной, влияющей на ЗП, неодинаково при переходе от условия А к условию В и при переходе от условия В к А.

Уравновешивание (контрбалансировка) -равномерное распределение действия внешней (вмешивающейся) переменной по всем уровням НП. В результате эффект последовательности сам себя уравновешивает и не исказит ни дин из эффектов НП.

Способы контрбалансировки:

Внутригрупповой Межгрупповой

_____________________________________________________________

АВВА А В

Блоковая рандомизация В А

Межгрупповой способ: многоуровневые переменные

Полная контрбалансировка Частичная контрбалансировка  
3 уровня НП (АВС) АВС ВАС АСВ ВСА СВА САВ Случайный отбор последовательностей Латинский квадрат Сбалансированный латинский квадрат
АВС ВАС АСВ A B C D B C D A C D A B D A B C A B C D B D A C D C B A C A D B

Латинский квадрат- в каждой позиции каждый уровень одинаковое число раз.

Сбалансированный латинский квадрат - каждое условие одинаково часто предшествует другим условиям

Пример: эксперимент с построением сбалансированного латинского квадрата.

Сколько времени требуется на чтение текста на экране компьютера, набранного разными

шрифтами – Чикаго, Курьер, Женева, Таймс ?

Порядок предъявления
Группа 1-й 2-й 3-й 4-й
Чикаго Курьер Женева Таймс
Курьер Таймс Чикаго Женева
Таймс Женева Курьер Чикаго
Женева Чикаго Таймс Курьер

Способы контроля эффектов (итоговая таблица)

  Внутригрупповой способ Межгрупповой способ
АВВА Блоковая рандомизация АВ ВА
Линейный симметричный + + +
Нелинейный симметричный - + +
Несимметричный Межгрупповой план

Двухуровневый и многоуровневый планы

Отличаются количеством уровней НП.

Пример 4-х уровневого плана: Влияние кофе на продуктивность
умственной деятельности

Гр.1 - 1 чашка кофе Тест IQ

Гр.2 - 2 чашки кофе Тест IQ

Гр.3 - 3 чашки кофе Тест IQ

Гр.4 - Контрольная группа (0 чашек) Тест IQ

2 уровня: достоинства и недостатки

Достоинства Недостатки
§ Оценка наличия влияния (эффекта) - стоит ли заниматься этим § Легко анализировать – «да, есть эффект» § Есть только два уровня – пол, система обучения и пр. Прямая – не единственная линия, соединяющая две точки (Экстраполяция и интерполяция – не допустимы)

Потолочный эффект –ЗП достигла уровня, который нельзя превысить.

Пример: количество слов, которые могут быть напечатаны за 1 минуту.

Донный эффект – ЗП достигла уровня, ниже которого она не может опуститься.

Пример: Минимальное время опознания стимула.

Статистический анализ многоуровневых планов:однофакторный анализ вариаций (ANOVA)

1 шаг – проверка гипотезы (Но) о том, что группы не различаются между собой

2 шаг ( в случае отвержения Но) – post hoc test – рассматриваются различия между группами попарно

Факторные планы

Особенности:

- две и более НП,

- используются для проверки сложных гипотез о взаимодействии НП-х,

- распространены в современной психологии

Обоснование использования ФП:

- поведение определяется системой детерминант, которые взаимодействуют друг с другом,

- это взаимодействие нельзя выявлять использую простые (однофакторные) экспериментальные планы

Пример: замкнутость – результат взаимодействия враждебности родителей с контролем

Факторное планирование

- все уровни НП должны сочетаться друг с другом.

- число групп равно числу сочетаний уровней всех НП.

- простейший случай: 2 уровня одной переменной сочетаются с 2-мя уровнями другой переменной - 2 х 2

  1 переменная Уровень А Уровень В
2 переменная Уровень А Уровень В 1 группа 3 группа 2 группа 4 группа

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пример факторного эксперимента: исследование влияния лидера группы на эффективность групповой деятельности. План – 4 х 2. 1 НП – численность группы, уровни – 3,6,10,20 человек,

2 НП – наличие \ отсутствие лидера в группе. Вывод: связь между лидерством и эффективностью групповой деятельности зависит от численности группы.

 
  Все проблемы могут контролироваться добавлением контрольной группы - student2.ru

Рис. Влияние лидера на эффективность групповой деятельности.

Факторные планы: достоинства и недостатки

достоинства недостатки
Можно изучать взаимодействие переменных: влияние одной переменной может зависеть от уровня другой переменной («все может зависеть от обстоятельств») § Требует затрат времени и средств § Сложность статистической обработки (дисперсионный анализ) § Сложность интерпретации  

Взаимодействие переменных.Переменные считаются зависимыми (взаимодействующими), если выясняется, что влияние одной из них на зависимую переменную различается при разных значениях второй переменной.

Главные эффекты и взаимодействие: два типа гипотез при использовании факторных планов:

О раздельном влиянии каждой из НП

Главный эффект фактора А, главный эффект фактора В

О взаимодействии переменных

Взаимодействие (интеракция) факторов А и В

Наши рекомендации