Задания для самостоятельной работы. 1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение
1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.
2. Сделать конспект: Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 60-71.
3. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С.133-141 (краткие выписки).
4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вестник Московского университета. - Психология. - 1998. - № 1. - С. 23-41 (конспект).
Основная литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
3. Лях, Т.И. Психология. Учебное пособие. Выпуск 2. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. - 171 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230709
4. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология : учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. подгот. "Пед. образование" / Урунтаева Г. А. - М. : Академия, 2015. - 256 с.
5. Урунтаева Г. А. Детская психология : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Пед. образование" / Урунтаева Г. А. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2014. - 336 с.
6. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Дополнительная литература
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.
3. Коссов, Б.Б. Психология личности (теория, диагностика и развитие). Учебное пособие для высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Б.Б. Коссов. - М. : Академический проект, 2003. - 303 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235185
4. Морозов, А.В. Основы психологии. Учебник для вузов [Электронный ресурс] / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2005. - 352 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210843
Модуль IV. Педагогическая психология
Практическое занятие 1.
Тема: Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Вопросы для обсуждения
1. Предмет педагогической психологии. Цели и задачи науки, ее разделы.
2. История становления педагогической психологии в Европе и России.
3. Принципы педагогической психологии.
4. Специфика методов педагогической психологии.
Задания для выполнения
1. Выписать из словаря термины: педагогическая психология, принцип детерминизма, принцип гуманизма, принцип системности, методология, метод.
2.Составить таблицу ²Психологические теории, оказавшие влияние на осмысление педагогического процесса².
Психологические течения и теории | Исторический период | Представители | Вклад в педагогическую психологию, заслуги |
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,1999, с.10-14.
3. Составить таблицу ²Этапы становления педагогической психологии².
Этап | Главная задача | Исследователи | Основные труды | Идеи, понятия |
II III IV |
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,1999, с.14-21, 56-62.
4. Составить краткий конспект по вопросу «Концепция личностно-ориентированного обучения», используя статьи:
· Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995, №2;
· Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии, 1994, №2.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.
Практическое занятие 2
Тема: Психология воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на воспитание личности.
2. Этапы и механизмы становления личности.
3. Концепции воспитания (воспитательные цели и средства).
4. Основы гуманистического подхода к воспитанию личности.
5. Психологические факторы семейного воспитания.
6. Двойственные аспекты влияния коллектива на развитие личности.
7. Роль общения в воспитании.
Задания для выполнения
1. Дать характеристику роли диалога в воспитании по статье: Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог. //Вопросы психологии. – 1983. – № 2.
2. Охарактеризовать процесс, критерии, этапы, механизмы формирования личности, а также функции самосознания: по кн. Гиппенрейтер Ю.Б. “Введение в общую психологию”. - М., 1988 (1996), лекция 16.
3. В статье Г.А. Ковалева “Психическое развитие ребенка и жизненная среда” (Вопросы психологии, 1993, № 1) найти характеристику семьи и семейной среды как социоэкологической системы.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.
Практическое занятие 3.
Тема: Психологическая сущность процессов научения, учения и обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие об учении в педагогической психологии.
2. Связь обучения с развитием и созреванием.
3. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение».
4. Теории обучения и активные методы обучения.
Задания для выполнения
1. Дать краткую характеристику основным положениям статей:
· Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981, часть 2. – с.79-83;
· Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Там же - с. 84-85;
· Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования. //Там же - с. 88-93.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.
Практическое занятие 4-5.
Тема: Современные психологические модели обучения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о традиционных методах обучения.
2. Деятельностный подход в обучении.
3. «Формирующие» теории обучения.
4. Интеллектуальные обучающие теории. Развивающее обучение В. Занкова.
5. Программированное обучение Б. Скиннера.
6. Активные методы обучения.
Задания для выполнения
1. Выписать из словаря основные понятия темы: психологическая модель обучения, деятельностный подход, обучение, активные методы обучения.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.
Практическое занятие 6.
Тема: Психологический анализ урока и воспитательного мероприятия
Задания для выполнения
1. По кн.: Педагогическая диагностика в школе./Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1989, гл.4. – обозначить функции анализа урока; дать характеристику видам анализа урока.
2. По учебнику И.А.Зимней "Педагогическая психология" – М., 1999, гл. 4. – ответить на вопросы:
· в чем значение психологического анализа урока (ПАУ) для учителя;
· что может составлять предмет ПАУ;
· обозначить формы ПАУ;
· охарактеризовать три плана ПАУ и объекты педагогической рефлексии;
· охарактеризовать уровни ПАУ и соотнести их с этапами деятельности педагога;
· проанализировать задачи учителя при ПАУ.
4. Дать характеристику одной из схем ПАУ (по выбору) по источникам:
· Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - Ростов-на-Дону, 1995. - с.78-81;
· Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова - М.,1990. - с.29-30, 59, 77, 99-100, 118-120;
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2009 - с.298-301 (схема Л.Т. Охитиной).
· Изучить схему анализа воспитательного мероприятия и дать ее характеристику по кн.: Польская О.Я. Психологический практикум в школе. - М., 1979. - гл.V, с.100-107.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.
Практическое занятие 7-8.
Тема: Психология учителя как субъекта педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика педагогической деятельности. Структура и мотивы педагогической деятельности.
2. Стили педагогической деятельности.
3. Критерии и уровни профессионализма педагога.
Задания для выполнения
1. Охарактеризовать различные психологические модели педагогической деятельности по кн.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – с.223-234.
2.Дать описание развивающей деятельности педагога по Д.А.Белухину (Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций, часть 2. - М., 1997, с.38-77, 106-137):
· сущность и содержание ПД,
· характер ПД,
· компоненты ПД,
· виды и направления ПД,
· группы методов и их характер,
· этапы и аспекты педагогического консультирования.
3.Описать две модели профессионального развития педагога по статье: Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. //Вопросы психологии, 1997, № 4.
Основная литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Т. В. Панченко]. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с.
2. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: [монография] / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 287 с.
3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: РАО «Психологический институт», МГППУ.- 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература
1. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.
2. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога /Под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
3. Хозяинов Г. И.Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.