Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение)

Метод – это способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно одинаковых приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач.

Методы в социальной работе имеют свою специфику. Существуют различные методы социальной работы, применяемые в индивидуальной, групповой и общинной социальной работе.

Индивидуальная социальная работа.

Методы: метод психосоциального лечения, метод функциональной индивидуальной работы, метод реше­ния проблем, кризисно-ориентированный краткосроч­ный метод.

Метод психосоциального лечения. Психосоциальное лечение направлено на оказание индивидуальной по­мощи клиенту. Социальная проблематика является фо­ном, на котором происходит развитие «личностной со­циальной драмы», поэтому актуализируются прошлый опыт и жизненные переживания детства.

Социальный работник анализирует: сознательное и бессознательное в поведении клиента, особенности вер­бального и невербального общения, сексуальность, тип темперамента, стереотипы, привычки и т.д. Пережива­ния, имеющие место в детстве, проецируются на теку­щее мироощущение индивида, влияют на его взаимоот­ношения с людьми. Именно с таких позиций социаль­ный работник рассматривает трудную ситуацию клиен­та и ищет причины рассогласований и дисгармонии в переживаниях, полученных клиентом в детстве. Такой подход помогает социальному работнику выявить мно­гообразие причин, вызвавших кризисное состояние, свести к определенному уровню и классу проблем, имеющих решение в практике.

Метод функциональной индивидуальной работы. В ос­нову функциональной индивидуальной работы поло­жены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей 3. Фрейда, он считал, что кризисные со­стояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получил их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от раз-, личных социальных условий.

Социальный работник концентрирует свое внима­ние на процессе оказания помощи, проявляя значитель­но меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене — вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в процессе помощи являются отношения, которые устанавливаются в ре­зультате взаимодействия социального работника и кли­ента и которые определяют процесс помощи. Установ­ление доверительных отношений является залогом ус­пеха эффективного разрешения трудных ситуаций кли­ента. В процессе оказания помощи отдается предпочте­ние инициативе индивида в поиске способов разреше­ния проблемы и право выбора одного из них остается за клиентом. Таким образом, ведущим принципом, по­ложенным в основу взаимодействия специалиста и кли­ента, становится принцип права клиента на самоопре­деление в решении и планировании своей жизни.

Метод решения проблем. Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функцио­нальной школ социальной работы, предложив в качест­ве нового метода «метод решения проблем».

Его сущность заключается в том, что процесс по­мощи складывается из двух главных компонентов: про­цесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая раз­решение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, она предлагает развивать мотивацию кли­ента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функ Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение) - student2.ru ционирование. Под процессом — повторяющаяся по­следовательная модель деятельности, приводящая к из­менению в особом направлении проблем клиента.

Процесс как метод и практическая методика осуще­ствляется через серию целенаправленных действий в субъектно-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. Среди них:

- выпуск отрицательной энергии, снятие беспокой­ства, защита и помощь в формировании положитель­ной мотивации, поддержка;

- снятие эмоциональной блокады;

- рационализация проблемы (социальный работник с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что яви­лось проблемой и что определило его выбор и после­дующие действия);

- социальный работник должен находить для кли­ента доступные и благоприятные возможности и ресур­сы, которые помогают в решении его проблемы и кото­рые соответствуют его среде и его эффективным ролям.

Таким образом, личность и процесс выступают как неразрывное единство, как сложившаяся система, кото­рая подчинена главному — проблеме.

Кризисно-ориентированный краткосрочный метод. Данный метод применим к кризисным состояниям, та­ким как тревожность, враждебность, депрессия, вина и др. В данных случаях неправомерно работать в логике длительных контактов. Ситуация требует быстрых и оперативных вмешательств. При этом социальный ра­ботник, ослабляя психологическую и социальную на­пряженность клиента, помогает ему принимать соот­ветствующие решения, подбирает роли, адекватные сложившейся ситуации. Используя на практике данный метод при решении кризисных состояний клиента, со­циальный работник возлагает большую часть ответст­венности за конечный результат на себя. И технология оказания действенной помощи предполагает непремен­ное участие самого специалиста на каждом этапе реше ния проблемы. При этом социальный работник не предлагает несколько вариантов решения проблемы, (как это имеет место в предыдущих методах), а дает точное предписание к действиям по разрешению за­труднительной ситуации. В данном случае не следует полагать, что ущемляется право клиента на самоопре­деление и выбор способа решения проблемы, поскольку состояние глубокого психологического кризиса клиента не позволяет ему достаточно верно выбрать именно тот способ, который соответствует его возможностям, си­лам. Таким образом, технология помощи изменяется от мегапроцессов и мезопроцессов к микропроцессам, к кратким эпизодам поддержки и сопровождения жиз­ненного сценария личности в период, когда особо остро перед клиентом встают вопросы экзистенциального плана и характера.

Наши рекомендации