Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение)
Метод – это способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно одинаковых приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач.
Методы в социальной работе имеют свою специфику. Существуют различные методы социальной работы, применяемые в индивидуальной, групповой и общинной социальной работе.
Индивидуальная социальная работа.
Методы: метод психосоциального лечения, метод функциональной индивидуальной работы, метод решения проблем, кризисно-ориентированный краткосрочный метод.
Метод психосоциального лечения. Психосоциальное лечение направлено на оказание индивидуальной помощи клиенту. Социальная проблематика является фоном, на котором происходит развитие «личностной социальной драмы», поэтому актуализируются прошлый опыт и жизненные переживания детства.
Социальный работник анализирует: сознательное и бессознательное в поведении клиента, особенности вербального и невербального общения, сексуальность, тип темперамента, стереотипы, привычки и т.д. Переживания, имеющие место в детстве, проецируются на текущее мироощущение индивида, влияют на его взаимоотношения с людьми. Именно с таких позиций социальный работник рассматривает трудную ситуацию клиента и ищет причины рассогласований и дисгармонии в переживаниях, полученных клиентом в детстве. Такой подход помогает социальному работнику выявить многообразие причин, вызвавших кризисное состояние, свести к определенному уровню и классу проблем, имеющих решение в практике.
Метод функциональной индивидуальной работы. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей 3. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получил их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от раз-, личных социальных условий.
Социальный работник концентрирует свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене — вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в процессе помощи являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Установление доверительных отношений является залогом успеха эффективного разрешения трудных ситуаций клиента. В процессе оказания помощи отдается предпочтение инициативе индивида в поиске способов разрешения проблемы и право выбора одного из них остается за клиентом. Таким образом, ведущим принципом, положенным в основу взаимодействия специалиста и клиента, становится принцип права клиента на самоопределение в решении и планировании своей жизни.
Метод решения проблем. Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ социальной работы, предложив в качестве нового метода «метод решения проблем».
Его сущность заключается в том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, она предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функ ционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в особом направлении проблем клиента.
Процесс как метод и практическая методика осуществляется через серию целенаправленных действий в субъектно-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. Среди них:
- выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
- снятие эмоциональной блокады;
- рационализация проблемы (социальный работник с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило его выбор и последующие действия);
- социальный работник должен находить для клиента доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении его проблемы и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
Таким образом, личность и процесс выступают как неразрывное единство, как сложившаяся система, которая подчинена главному — проблеме.
Кризисно-ориентированный краткосрочный метод. Данный метод применим к кризисным состояниям, таким как тревожность, враждебность, депрессия, вина и др. В данных случаях неправомерно работать в логике длительных контактов. Ситуация требует быстрых и оперативных вмешательств. При этом социальный работник, ослабляя психологическую и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения, подбирает роли, адекватные сложившейся ситуации. Используя на практике данный метод при решении кризисных состояний клиента, социальный работник возлагает большую часть ответственности за конечный результат на себя. И технология оказания действенной помощи предполагает непременное участие самого специалиста на каждом этапе реше ния проблемы. При этом социальный работник не предлагает несколько вариантов решения проблемы, (как это имеет место в предыдущих методах), а дает точное предписание к действиям по разрешению затруднительной ситуации. В данном случае не следует полагать, что ущемляется право клиента на самоопределение и выбор способа решения проблемы, поскольку состояние глубокого психологического кризиса клиента не позволяет ему достаточно верно выбрать именно тот способ, который соответствует его возможностям, силам. Таким образом, технология помощи изменяется от мегапроцессов и мезопроцессов к микропроцессам, к кратким эпизодам поддержки и сопровождения жизненного сценария личности в период, когда особо остро перед клиентом встают вопросы экзистенциального плана и характера.