Шкала вегетативных нарушений
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
-1,51 | - 1,6 | -0,54 | 0,5 | 1,45 | |
- 1,56 | - 1,51 | -0,34 | 0,68 | 1,23 | |
- 1,33 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 | |
- 1,3 | -1,58 | -0,1 | 0,81 | 0,77 | |
- 1,08 | - 1,5 | - 0,71 | 0.19 | 0,92 | |
-1,8 | -1,4 | -0,1 | 0,5 | 1.22 | |
-1,15 | -1,48 | - 1 | 0,43 | 0,63 | |
-1,6 | -0,5 | -0,3 | 0,62 | ||
- 1,34 | - 0,7 | -0,17 | 0,42 | 0,85 | |
-0,9 | - 1,32 | -0,41 | 0,42 | 1,19 | |
-1,56 | - 0,43 | - 0,1 | 0,48 | 0,76 | |
- 1,3 | -0,97 | - 0,4 | -0,1 | 0,7 | |
- 1,11 | -,044 | 0,78 | 0,45 | ||
- 1,51 | -0,57 | -0,26 | 0,32 | 0,63 | |
- 1,34 | - 0,78 | 0,2 | 0,31 | 1,4 | |
-0,97 | - 0,66 | - 0,14 | 0,43 | 0,77 | |
-0,93 | -0,3 | 0,13 | 0,93 | 0,6 | |
- 1,2 | - 1,34 | -0,3 | 0,42 | ||
- 1,08 | -0,83 | -0,26 | 0,24 | 0,55 | |
-0,9 | - 1,15 | - 1 | -0,1 | 0,25 | |
- 1 | -1,26 | -0,22 | -0,43 | 0,27 | |
-0,7 | -0,42 | -0,55 | 0,18 | 0,4 | |
Интерпретация: суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатель больше +1,28 указывает на уровень здоровья, меньше -1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств.
Тестовый контроль знаний:
1.Психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений, называется:
- акцентуация характера;
- невроз;
- гиперестезия;
- психоз.
2.К факторам, влияющим на возникновение невроза, относятся:
- факторы биологической природы;
- факторы интеллектуальной природы;
- факторы психологической природы;
- факторы социальной природы.
3.Плохое самочувствие, упадок физических сил, отсутствие бодрости, разбитость, слабость, непереносимость физических и психических нагрузок, выраженное снижение работоспособности – всё это проявления:
- истерического невроза;
- профессиональной дискенезии;
- неврастении;
- психосоматического расстройства.
4.Одним из постоянных симптомов неврастении является:
- высокое артериальное давление;
- потеря зрения;
- головная боль (по принципу «стягивающего обруча»);
- оглушенность.
5.Выделяют две формы неврастении:
- астеническая;
- гиперстеническая;
- гипостеническая;
- монотонная.
6.Функциональное, обратимое расстройство, проявляющееся спектром самой разнообразной психогенно обусловленной симптоматики, возникающее при наличии особой личностной структуры (большая внушаемость и самовнушаемость, повышенный эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, эмоциональная лабильность, аффективная незрелость с признаками психического инфантилизма), это:
- психастения;
- дереализация;
- истерический невроз;
- неврастения.
7.Потеря вкуса, тошнота, рвота, полное отсутствие аппетита (анорексия), гастралгии, одышка, мнимая беременность, мнимая смерть, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:
- двигательным нарушениям;
- вегетативным нарушениям;
- психическим нарушениям;
- сенсорным нарушениям.
8.Разнообразные параличи, парезы, гиперкинезы, явления астазии – абазии, истерические припадки, истерическая походка, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:
- двигательным нарушениям;
- вегетативным нарушениям;
- психическим нарушениям;
- сенсорным нарушениям.
9.Расстройства чувствительности в виде анестезии, гиоестезии, гиперестезии с болевыми ощущениями в различных частях тела, при истерическом неврозе данные нарушения относятся к:
-двигательным нарушениям;
- вегетативным нарушениям;
- психическим нарушениям;
- сенсорным нарушениям.
10.Иллюзии, галлюцинации, амнезия, вплоть до тотальной, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:
-двигательным нарушениям;
- вегетативным нарушениям;
- психическим нарушениям;
- сенсорным нарушениям.
11.Такие личностные особенности, как повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям по любому пустяку, пониженная самооценка являются предрасполагающими факторами при формировании:
- истерического невроза;
- неврастенического невроза;
- невроза навязчивых состояний;
- психосоматического заболевания.
12.Фобический невроз характеризуется как:
- навязчивые мысли;
- навязчивые страхи;
- навязчивые действия;
- навязчивые влечения.
13.Навязчивые влечения и навязчивые действия характеризуют:
- истерический невроз;
- обсессивный невроз;
- фобический невроз;
- компульсивный невроз.
14.Разнообразные навязчивые мысли, идеи и представления характеризуют:
- истерический невроз;
- обсессивный невроз;
- фобический невроз;
- компульсивный невроз.
15.Болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье, со склонностью приписывать себе заболевание по незначительному поводу, проявление:
- невроза страха;
- неврастении;
- ипохондрического невроза;
- невроза навязчивых состояний.
16.Внезапно возникающий и ни с чем не связанный диффузный страх или сильная немотивированная тревога составляют основу:
- невроза навязчивых состояний;
- истерического невроза;
- ипохондрического невроза;
- невроза страха.
17.Все неврозы и неврозоподобные состояния:
- обратимы;
- не поддаются лечению;
- передаются по наследству;
- являются острой формой шизофрении.
18.Навязчивые состояния могут проявляться следующими феноменами:
- навязчивыми мыслями – обсессиями
- навязчивыми сновидениями – сомнофобиями
- навязчивыми страхами – фобиями
- навязчивыми действиями – компульсиями
Ответы:
№ вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ |
1,3,4 | |||||||
2,3 |
Тема занятия №12: Психологические основы психотерапии.
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 2 часа
Цель:Ознакомить с основными направлениями психотерапии. Изучить основные методы психотерапии. Представить обзор современных направлений.
Студент должен знать:
1. Виды психологической помощи
2. Цели и методы психотерапии
3. Показания к психотерапии
4. Личностный подход в психотерапии
5. Групповая психотерапия
6. Основные направления в психотерапии
7. Современные направления психотерапии
Студент должен уметь:
1. Различать виды психологической помощи применительно к больному.
2. Вести учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов.
3. Подобрать методы психотерапии исходя из проблемы больного.
Темы проектов, рефератов:
1. Методы психотерапии с детьми.
2. Влияние психотерапии на состояние личности.
3. Аналитическая терапия. Основы и методы.
4. Арт-терапия. Основные направления.
5. Виды и методы современной психотерапии.
6. Нейролингвистическое программирование в рамках психотерапии.
7. Семейная психотерапия.
8. Групповая психотерапия.
9. Телесно-ориетированная и танцевальная терапия.
10. Трансактный анализ.
11. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии.
12. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
13. Поведенческое направление в психотерапии.
14. Классический психоанализ
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. П.И Сидоров, А.В.Парняков. Клиническая психология, М., 2008г.
2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г.
3. В.Н Ананьев. Психология здоровья. СПб., 2006г.
4. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Питер 2005г.
5. Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с.
6. А. А. Александров. Современная психотерапия. М, 1998, 335 с.
7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. М., 1985, 304 с.
Дополнительная литература:
1. В.Н Ананьев. Психология здоровья. СПб., 2006г.
2. В.Н.Ананьев. Практикум по психологии здоровья. СПб.,2007г.
3. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Питер 2005г.
4. Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с.
5. А. А. Александров. Современная психотерапия. М, 1998, 335 с.
6. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988, 400 с.
7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. М., 1985, 304 с.
8. В.Т. Кондратенко, Д.И. Донской. Общая психотерапия. Минск, 1997, 464 с.
9. В.Д. Менделевия, Д.А. Авдеев, С.В.Киселев. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, 76 с.
10. Н. Пезешкиан. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995, 336 с.
11. Ю. С. Шевченко. Психокоррекция: теория и практика. М., 1995,224 с.
12. С. Уолен, Р. ДиГусепп, Р. Уэсслер. Рационально-эмотивная психотерапия. М.» 1997, 257 с.
13. В. Франкл. Человек в поисках смысла, М., 1990, 368 с.
14. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Семейная психотерапия. Л., 1990,192
15. К.Юнг. Психологические типы. М., 1995,616 с.
Исходный контроль уровня знаний:
1. Дайте определение психотерапии.
2. Что вы понимаете под психологической помощью?
3. Какие виды психотерапии вы знаете?
4. Способы воздействия психотерапевта на человека?
5. Когда и по отношению к кому можно применить психотерапию?