Коммуникативное ядро личности и его проявления

Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеоло­гию, науку, искусство, образование, здравоохранение, Но и область человеческих взаимоотношений.

В ней теперь все чаще проявляются индивидуализм, жестокость, конфликтность, посягательство на естествен­ные права личности, лицемерие.

Вместе с тем, чтобы реформирование в нашей стране не продолжалось и дальше по законам джунглей, в основание

его проведения должен быть включен и принцип гуманиз­ма, защищенный не только одним «общественным догово­ром», но и законами государства и реализуемый в деятель­ности всех его институтов.

В связи с этим остро встает проблема формирования гу­манистической по своему мировоззрению, поведению, по отношению к действительности личности.

О путях решения этой проблемы частично речь в посо­бии уже шла. В данной же статье раскрывается сущность и специфика проявления такого еще слабо изученного обра­зования личности, как коммуникативное ядро, и кратко характеризуются условия, необходимые для того, чтобы оно отражало качества личности гуманистического склада. В понятие «коммуникативное ядро личности» включа­ется характерное для нее единство отражения, отношения и поведении, проявляемое при прямых или опосредован­ных какими-то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображе­ния) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общений с ними; во-вторых, все переживания, проявляе­мые в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведе­ния, через которые возникают эти контакты.

Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Жестокость, черствость, грубость, лживость, злобность, скрытность и другие подобные качества, вместе взятые, составляют ком­муникативное ядро одного типа личности. Чуткость, аль­труизм, милосердие, совестливость, искренность, доброта и многие другие похожие качества и совокупности образу­ют коммуникативное ядро личности другого типа.

Следя за проявлением в реальной жизни каждого из входящих в ту или иную совокупность качеств, можно установить характерный для человека уровень восприятия и понимания других людей или общностей, эмоциональ­ного отношения к ним.

Используя оригинальные методики, В. Н. Куницына выделила следующие уровни успешности общения: мас­терства и свободы в общении, лидерский, радикаль­но-партнерский, жестко-консервативный, авторитарно-

агрессивный, невротического одиночества и застенчиво­сти. При этом она дала содержательные характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психических свойств, в совокупности образующих основу коммуника­тивного ядра личности.

1. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие от­чужденности, то есть высокую включенность в социа­льные связи, отсутствие фрустрированности и напря­женности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавли­вать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящие взаимопо­нимание с людьми, с чувством собственного достоин­ства, которое избавляет от недоверия к людям и лиш­них ссор и недоразумений. Они смелы и активны в кон­тактах, без излишней чувствительности, прибегают к манипуляциям, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны.

3. Радикально-партнерский уровень — характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти об­щее решение, хорошо работающих в группе, владею­щих самоконтролем, практичных и неагрессивных.

4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погружен­ных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия.

5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людь­ми, у которых авторитарность сочетается с высокой аг­рессивностью, нет гибкости в способах влияния, пони­женное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально не стабильны, фрустрированны, конфликтны, раздражительны, взвинченны, нетерпе­ливы, недоверчивы, без партнерской ориентации.

6. Уровень невротического, одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверен­ных в себе, глубоко одиноких, аутистичных, крайне не-вротизированных, плохо адаптирующихся.

В. Н. Куницына также установила, что важным факто­ром успешности общения является его стиль. Манипуля-тивный стиль оказался в ее экспериментах самым успеш­ным, затем идут партнерский и авторитарный. Авторитар­ные люди, как вытекает из данных исследования, обладают самым сильным влиянием, но конфликтны, фрустрированны, манипуляторы имеют лучшие навыки общения, опытны, расчетливы, эмоционально стабильны, а партнерски ориентированные — удовлетворены общени­ем, конформны, избирают сильные, но уважительные и деликатные способы влияния на других.

Таким образом, существуют относительно устойчивые симптомокомплексы, которые выражают сущность ком­муникативного ядра личности и характер которых благо­приятствует общению гуманистического типа или затруд­няет его. Вместе с тем нельзя рассматривать качества, вхо­дящие в коммуникативное ядро, как неизменяющиеся, фатально присущие человеку. С перестройкой в мотиваци-онно-потребностной сфере личности, с изменением субъ­ективного значения для нее людей и групп, входящих в круг общения, а также под влиянием трансформации в ее Я-концепции происходят перемены в проявлениях по от­ношению к ним качеств личности, а следовательно, изме­няется и ее коммуникативное ядро в целом. В коммуника­тивном ядре одни качества могут играть доминирующую роль в становлении личности, а другие — подчиненную. Так, у одного человека таким доминирующим качеством может быть альтруизм, у другого — черствость. Очевидно, что структуры коммуникативных ядер у этих людей раз­личны.

Какими же глубинными психологическими причина­ми вызываются эти различия?

Вероятно, с одной стороны, это связано с содержатель­ным богатством или бедностью впечатлений, которые инициируют у личности лица определенной категории или даже общности, а с другой — это зависит от того, что кри­тическая масса определенных впечатлений о людях и об­щностях, необходимая для наступления у личности значи­тельных изменений в отражении, отношении и поведении, у одних достаточно большая, у других очень маленькая. На отражение, отношение и поведение непосредственно влияет не только общая масса впечатлений сама по себе, но

и характер этих впечатлений, а также на удовлетворение каких потребностей они работают.

Эти впечатления не обязательно должны питать или держать на голодном пайке потребности личности в обще­нии. Они могут косвенно питать или не питать субъектив­но важную для личности потребность в творческом труде, работать или не работать на характер ее притязаний, свя­занных с определенным материальным достатком, и т. д. От того, каким оказывается коммуникативное ядро лично­сти, зависят потребности не только непосредственно свя­занные с общением, но и другие.

В психический склад личности входят различные обра­зования. В них проявляются ее отражение, отношение и поведение, прямо связанные с взаимодействием и со все­ми другими сторонами действительности, в которую она постоянно включена (например, с природой, техникой, абстрактными знаковыми системами и др.). Многие ис­следователи доказали, что познание других людей и об­щностей, отношение к ним, обращение с ними для боль­шинства людей — это тот стержень, который образует лич­ность и оказывает сильнейшее воздействие на все другие свойства, входящие в ее психический склад.

Но каким в каждом случае оказывается это влияние и какие конкретные взаимозависимости связывают в целом коммуникативное ядро личности и его основные компо­ненты с другими образованиями в ней?

Ответов на подобные этому вопросы еще нет. Пока же можно предположить, что к числу основных факторов, влияющих на развитие названных взаимосвязей, следует отнести субъективную значимость для человека той сторо­ны действительности (природа, труд, учение, семья и др.), по поводу которых должна актуализироваться его комму­никативная сфера.

Пока у нас речь шла о том, как воздействуют потребно­сти личности на отражение других людей и общностей, на отношение к ним и на характер поведенческих контактов с ними и как через удовлетворение или неудовлетворение их в общении изменяются отражение других людей и общно­стей, эмоциональный отклик на них и поведение по отно­шению к ним. Но не менее важно в этих процессах учиты­вать влияние и способностей личности.

Способностями принято считать психические свойства личности, выступающие условием успешного выполнения

ею деятельности. Можно назвать довольно длинный ряд психических свойств, играющих роль способностей, кото­рые активно воздействуют на то, как протекают процессы познания личностью других людей или общностей, как при этом реагирует ее эмоциональная сфера и как сам че­ловек ведет себя по отношению к ним. Здесь следует опять-таки говорить прежде всего о децентрации лично­сти, ее эмпатии, идентификации и рефлексии.

Таким образом, готовность человека к полноценному межличностному общению — это сложнейший многоком­понентный процесс, который предполагает одновремен­ное развитие психики человека по нескольким взаимосвя­занным направлениям. Главное в нем формирование гума­нистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, то есть достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность.

Наши рекомендации