Уровни реализации возможностей жизненного самоопределения
:ННОГО И ЛИЧНОСТ-
со своими коллегами, начальством или клиентами. При жизне ном самоопределении это может быть, например, неиспользо ние возможностей для решения важных житейских проблем создание искусственных трудностей для реализации каких-то городных общественных дел.
2. Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу <
моопределения. Например, психолог ищет на работе любую
можность, чтобы не выполнять свои профессиональные обязан»
сти. В обычной жизни это проявляется в банальной лени и жизне
ной пассивности.
3. Реализация стереотипных способов деятельности. Напрщ
психолог работает только «по инструкции», сам существенно об
няя свою профессиональную жизнь и не реализуя в полной
даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В жиз
это проявляется в стереотипизированных и потому неизбежно,
шлых способах проведения досуга (пьянстве, сидении перед •
визором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымь
ленный мир и т. п.). Опасность данного уровня в том, что
мально человек делает все, что «положено», и никаких прете*
к нему быть не может (вреда от такого человека нет, а для обв
ства он даже «полезен»... как какая-то «нужная» вещь или дома
нее животное), но при этом жизнь такого человека проходит об|
но впустую и иногда под конец жизни человек это даже
осознать.
4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы ев
деятельности, т. е. фактическое начало настоящего творчее!
но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. На
мер, психолог не просто делает, что «положено», но стрем!
сформировать индивидуальный стиль деятельности, берете
новые, более сложные задачи или ищет неординарные способ
методы работы. В жизни это проявляется в существенном иэ|
нении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске^
вых возможностей для решения имеющихся жизненных проб
и т. п.
5. Наконец, высший уровень — стремление существенно усо
шенствоватъ свою деятельность в целом. Например, психолв
своей работе кардинально меняет уже не отдельные способ!|
весь характер и даже цели своего труда, что часто вызывает не
нимание окружающих и даже конфликты с ними, что, естест
но, не каждому по плечу, не каждому дано. В жизни это МС
выражаться в существенном изменении всего образа жизни,
иске принципиально новых подходов к решению важных жизнен
проблем и т. п.
На представленной схеме обозначены отдельными (верти* ными) стрелочками также варианты, когда человек находи^ себя возможность реализовать свой творческий потенциал за Г
общепринятых представлений (см. схему 1, стрелка, направ-вверх). Однако, как уже не раз отмечалось, для начинающего психолога такой вектор развития может оказаться буквально «роковым», поскольку для данного уровня самореализации (а скорее даже — для самотрансценденции, т. е. для выхода за рамки самого себя и за рамки общепринятых представлений) нужна солидная база и опыт самореализации на более доступных уров-нях. Иначе начинаются проблемы, характерные для так называемых «непризнанных гениев». Стрелка, направленная вниз (см. схему 1), указывает на потенциальную возможность духовной и личностной деградации, когда самоопределяющийся психолог буквально расходует себя на различные «мелочи жизни» и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего развития.
Таким образом, данная схема еще раз подтверждает известную мысль о том, что даже при ограниченных возможностях можно реализовать себя в качестве полноценной личности. Но более желательная для творческой личности ситуация выражается в том, чтобы и возможности свои расширять, и находить в себе силы для реализации этих расширяющихся возможностей.
По нашим наблюдениям, студенты и начинающие специалисты больше внимания уделяют расширению своих возможностей, справедливо полагая, что реализация этих возможностей — дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают внимание на реализацию своих профес-сионапьных возможностей. Идеальной ситуацией могла бы считаться следующая: студентов специально обучают реализации любых, даже малых возможностей, ведь не у всех профессиональная судьба будет складываться благоприятно, кому-то придется на первых этапах довольствоваться весьма ограниченными возможностями для профессионального роста и построения успешной карьеры; работающих специалистов поощряют к расширению своих профессиональных возможностей. Но поскольку все это Реально почти не делается, то перед самоопределяющимся студентом или уже работающим психологом-специалистом возника-ет новая творческая задача — одновременное расширение своих Профессиональных возможностей и повышение в себе готовности \Уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей.