Из истории российского этикета
Дошедшие до нас письменные источники содержат упоминания о правилах поведения, которые соблюдали наши далекие предки. Владимир Мономах в начале XII в. составил свод правил «Поучение к детям», в котором указывает о пользе трудолюбия, о необходимости творить добро людям, о том, что надо укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный». «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться»
В эпоху Ивана IV в России появился свод правил поведения для горожан «Домострой». «Домострой» провозглашал в семье власть отца, хозяина дома, которому вменялось держать семейство «во всяком наказании и страхе Божием». Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушного сына. Книга объясняла, как ходить в гости, о чем беседовать. «Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим - приветливым и милостивым».
Большие изменения произошли в жизни общества в эпоху Петра I. Царь после поездки в Европу решил приобщить страну к формам обхождения, принятым на западе, и своею властною рукою он вводит новые манеры и новый «политес». Старый быт, боярские шубы с рукавами до пола, длинные бороды, женские сарафаны с кокошниками выбрасывались на свалку. Вводимые правила поведения предписывали, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться все дворяне для общения, как следить за чистотой своего тела, какие наряды надевать, как организовывать застолье. Петр I лично составил правила организации ассамблей и поведения на них гостей. Самая большая комната дома отводилась под танцевальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы и шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения. Петр сам курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России.
Считалось, что хозяин обязан хорошо накормить и напоить гостя, в какое бы время он ни пришел. Отказываться от предлагаемого хозяином угощения считалось неучтивым; молодой человек, который не выпивал столько, сколько пил старший, показывал неуважение к хозяину и ко всем присутствующим.
Во времена Петра женщина получила право бывать в обществе наравне с мужчинами. Однако правила приличия требовали, чтобы девушка не могла вступать в разговор с незнакомым мужчиной, в крайнем случае отвечать односложно «да-с» и «нет-с».
Учтивый кавалер должен был поднести дамам, которых хотел отличить, букет свежих цветов. Если мужчина встречал знакомую даму на улице, оба экипажа должны были остановиться; кавалер, невзирая на погоду, выходил из своего экипажа с обнаженной головой, держа шляпу в руках, подходил к карете красавицы, чтобы иметь удовольствие поцеловать ее руку.
Вскоре •появилась и книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», которая указывала: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». «Юности честное зерцало» содержит массу рекомендаций, например, «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать». Постепенно в России установился образ жизни на западноевропейский манер. Дворянский этикет XVIII в. отличался особой пышностью. Законодателем мод, роскоши и блеска становился императорский двор. В соответствии с «Табелью о рангах» появился специальный указ о том, что только дамы первых пяти классов могли носить шелка, парчу или кружева (не шире четырех пальцев). Люди третьего класса могли носить одежду из бархата или материи, которая стоила не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат.
Постепенно усиливается влияние французской культуры. Возникают французские пансионы, модные лавки и магазины, появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры.
Петровские ассамблеи заменили многочисленные балы и маскарады. Незнание танцев считалось серьезным упущением в воспитании молодого человека. На балах уже играли не в шахматы и шашки, а в карты, которые вошли в моду при Анне Иоанновне и получили быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Азартные игры разоряли дворян, вели к самоубийствам, растрате казенных денег. (Вспомним драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад»). В провинции мелкопоместные дворяне, зажиточное купечество старались подражать аристократам.
Мещане, то есть городские обыватели - мелкие торговцы, служащие частных компаний, прислуга - также формируют свой кодекс поведения, свои правила приличия. Общая культурная неразвитость этого сословия, которая находила свое проявление в карикатурно-подражательных уродливых формах поведения, привела к возникновению понятий «мещанские вкусы», «мещанство», как символов дурновкусия и бездуховности.
В середине XIX в. возникает понятие интеллигенции, к которой относились образованные, самодостаточные люди, исполненные духовности и достоинства «сыны Отечества», вобравшие в себя лучшие черты народа, такие, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, для которых главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе, а нравственное, личностное, гражданское начало.
Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многими культурными достижениями нашего Отечества. Соблюдение норм этикета стало опасным, ибо выдавало нежелательное не рабоче-крестьянское происхождение. Поэтому для собственной безопасности лучше было отказаться о элементарных норм вежливости и приличия, принятых в прежнем обществе.
Общий уровень культуры рабоче-крестьянского государства, во главе которого стояли представители низших и средних сословий, вполне соответствовал условиям экономической разрухи, голода, распадения всех социальных институтов, включая религию, право, мораль. Такие атрибуты старого времени, как галстук, шляпа, пенсне, в глазах рабочих и крестьян, решивших построить новое общество «без богатеев и мироедов», подлежали уничтожению вместе с «эксплуататорами». Самые худшие стороны бытовой культуры низов - грубость, хамство, пьянство - оказались востребованными, тиражировались средствами массовой информации и кинофильмами. В то же время обычная вежливость, пользование носовым платком, косметикой, опрятность в одежде, стремление танцевать европейские танцы беспощадно высмеивались, изображались сатирическими мазками в плакатах, газетах, кинофильмах.
Постепенно, по мере того как страна начала бороться с почти поголовной неграмотностью (неграмотными были до четырех пятых населения), уровень культуры общества повышался. Стали печатать плакаты о том, что надо мыть руки перед едой, нельзя плевать на пол, бросать, где попало окурки и проч., но, тем не менее, ни о каком этикете речи и быть не могло. И только к началу 1960 г., когда стали налаживаться международные связи, появились первые книги и публикации о правилах учтивости, читатель, наконец, мог познакомиться с этикетом, который принят во всем цивилизованном мире.