Уроки 10-11. Наводнения
Учебные вопросы.
1. Происхождение и виды наводнений.
2. Последствия наводнений.
3. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.
4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
• способы оповещения о наводнениях;
• основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений;
в) иметь представление о последствиях наводнений.
Основное содержание урока.
Понятие — наводнение. Классификация наводнений в зависимости от масштаба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье; паводок, заторные, зажорные наводнения; нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов.
Последствия наводнений: быстрый подъем воды; затопление или подтопление примыкающей местности. Вторичные последствия наводнений. Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности.
Мероприятия по снижению потерь от наводнений, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию.
Оповещение и эвакуация населения при угрозе наводнения.
Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении).
Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации.
Правила безопасного поведения после наводнения.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Дайте определение наводнения. Расскажите о классификации наводнений по причинам их возникновения. Расскажите о последствиях наводнения. Расскажите об опасностях наводнения. Что такое затор и зажор льда? Расскажите о мерах по защите от наводнений. Расскажите о действиях населения при заблаговременном оповещении о наводнении. Расскажите о ваших действиях во время наводнения, если вы находитесь в доме (в школе). Расскажите о ваших действиях во время наводнения, если вы находитесь на открытой местности. Расскажите о ваших действиях после наводнения. В каких случаях допускается самостоятельно выбираться из затопленных районов? Какую опасность для сельскохозяйственных культур представляет наводнение?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 6, темы6.1-6.4,задание 10.