Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен

1. Виды групп

2. Коллектив и уровни развития малых групп

3. Феноменология малых групп

4. Межличностные отношения в группе

1. Р.Мертон определяет малую группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Три основные черты группы:

1. Определенный способ взаимодействия.

2. Чувство принадлежности к данной группе (членство).

3. Идентичность группы с точки зрения посторонних (групповая идентичность).

Функции группы:

- функция биологического выживания;

- функция социализации – группа выступает как средство социализации и формирования психики человека;

- инструментальная функция группы – как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;

- экспрессивная функция группы – как средство удовлетворения потребности человека в общении, в получении социального одобрения, уважения, признания;

- функция психологической поддержки – как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

- функция упорядочения взаимодействия – как средство информационного, материального и прочего обмена.

Виды групп. Группы делятся:

I. На большие и малые.

Большие – это государства, нации, партии, классы. Их делят еще на религиозные, культурные, возрастные, половые, образовательные. Малая группа (до 50 человек) – это небольшое объединение людей, занятых каким-то общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Это элементарная ячейка общества.

Классификация малых групп (Р.С. Немов)

Виды малых групп

       
  Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru   Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru

Условные Реальные

Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru (номинальные) (действительные)

Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Естественные Лабораторные

Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Формальные Неформальные

Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Слаборазвитые Высокоразвитые

Лекция 6. Малая группа как социально психологический феномен - student2.ru Корпорации Коллективы

Референтные Нереферентные

Основные характеристики малой группы: 1) сплоченность – мера психологической общности; 2) величина – количественный состав; 3) композиция – индивидуальный состав; 4) каналы коммуникации – структура межличностного общения, обмена информацией; 5) психологический климат – это нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений; 6) групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Эти 6 характеристик также являются основными параметрами, по которым выделяют и изучают малые группы. Кроме этого, малые группы различают и по целям и содержанию деятельности (студенческие группы, криминальные и т.д.).

II. Условные (номинальные) и реальные (действительные).

Условные выделяются и объединяются на основе некоторых признаков (классовых, половых, возрастных – могут быть и большими, и малыми). Реальные, еще их называют контактные – это действительно существующие объединения людей в общем пространстве и времени.

III. Естественные и лабораторные.

Естественные складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или людей, входящих в эту группу. Лабораторные создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования и существуют временно, только в лаборатории.

IV. Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Это разновидности естественных групп. Цели официальных групп задаются из вне на основе задач, стоящих перед организацией. Например, школьный класс, студенческая группа.

Цели неофициальных групп обычно возникают на базе личных интересов их участников и могут совпадать или не совпадать с целями формальных организаций.

V. Референтные и нереферентные.

Могут быль реальными и условными.

Референтная группа– это та малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Здесь он находит образцы для подражания и мнение именно этой группы формирует его самоуважение. Человек следует целям и ценностям этой группы, нормам и формам поведения.

VII. Высокоразвитые и слаборазвитые.

Виды естественных групп.

Психологически развитой считается такая малая группа, в которой сложилась дифференциальная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. В качестве основания для выявления уровня развития группы применяется ее деятельность, ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений.

Наши рекомендации