Внимание как проблема возрастной и педагогической психологии
Внимание как проблема общей, возрастной и педагогической психологии.
Вн-е характеризуется как общий компонент всех психических процессов.Протекание любой д-ти, любого психич. процесса возможно только при наличии вн-я.
По В.В.Богословскому: В-е– это направленности психической деятельности и сосредоточенность ее на определенном объекте, имеющем для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального. Обе характеристики содержат указание на направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Это имеет значение для выявления определяющей черты внимания – его избирательности (селективности).
По А.В.Петровскому: В-е – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Обе характеристики содержат указание на направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Это имеет значение для выявления определяющей черты в. – его избирательности. Человек не может быть невнимательным. Объективно получается, что в. к чему-либо – это одновременно и невнимание ко всему остальному, неактуальному, постороннему в данный момент. Т.о., сущность в. – в отборе нужной, важной для ориентации в жизни информации. Изучением внимания занимались – Узнадзе Дмитрий Николаевич, Лурия Александр Романович, Вунд В, Выготский Лев Семенович, Рубинштейн Сергей Леонидович.
Физиологической основой вн-я является наличие очага оптимального возбуждения в коре гол.мозга. Ухтомский Алекс.Алексю разработал теорию доминанты (временно господствующий в коре г.м. очаг возбуждения). Теплов Борис Михайлович замечают, что качество вн-я зависит от состояния нервной системы человека. Физиологической основой внимания является наличие очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. И.П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть…
Виды вн-я: непроизвольное( сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей, как раздражителя, основано на безусловных рефлексах, особенности раз-ля – новизна (шум на уроке прекратиться, если учитель включит внезапно музыку), контрастность, связано с направленностью личности. Произвольное вн-е – это сознательно регулируемое сосредоточие на объекте, направленное требованием д-ти, связанное с постановкой цели и приложением воли для ее достижения. Оно характеризуется следующим: целенаправленность организованность устойчивость ( ученик не хочет решать задачу, но хочет найти правильный ответ и прилагает вол.ус., ставит цель) Добрынин ввел третий вид вн-я - послепроизвольное – сосредоточение на объекте в силуего ценности для лич-ти., не требует вол.усилий, т.к. работа продолжается в силу интереса и положительных эмоций от успеха.
Свойства вн-я:Объем – количество объектов, которое может быть охвачено вн-ем в ограниченный отрезок времени.( по формуле Миллера V=7+-2), распределение вн-я – способность одновременно удерживать в центре вн-я несколько объектов (учитель на уроке); концентрация вн-я – это степень сосредоточенности вн-я на объекте, интенсивность вн-я; устойчивость вн-я – это длительность сосредоточения на объекте; переключение вн-я – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; отвлечение вн-я – неосознанный перенос вн-я , потеря цели вн-я, объекта ( у младших школьников) . Избирательность вн-я – это сосредоточение на более важных предметах. Отвлекаемость вн-я чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности
Внимание как проблема возрастной и педагогической психологии.
По Л.С.Выгодскому, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из-за того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».
По Выгодскому, с самых первых дней жизни ребенка развитие его в. происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают в. ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально возникают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Общая последовательность культурного развития в., по Выгодскому, состоит в следующем: сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его в. словами на окружающие его вещи и вырабатывает, т.о. из слов стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать в. взрослых на интересующий его предмет. По Выгодскому, употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.
Основные этапы развития детского внимания по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Второй-третий год жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направления взора на названный взрослым предмет.
4. Дети в возрасте 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной дня них деятельности. Эта особенность в. является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного в. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться.
В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. На протяжении дошкольного возраста в. приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес.
Устойчивость в. возрастает к 7 годам, но остается ограниченной. Распределение в. практически не выражено, поэтому дошкольнику чрезвычайно трудно выполнять 2 действия одновременно. Развитию произвольного внимания способствует четкая организация действия ребенка с использованием образца, а также действий самоконтроля. В процессе учебной работы развивается и непроизвольное внимание, причем оно связано с потребностями и интересами ребенка.
Учителю следует работать над развитием послепроизвольного внимания и опираться в учебной деят-ти на него, как более щадящий вид в., чтобы снять излишнюю напряженность в учебной деятельности. Факторы развития внимания школьников: логичное и яркое изложение материала, учет возрастных особенностей, правильная организация урока, грамотная речь учителя, наглядность материала, контроль со стороны педагога. Учитель должен знать законы развития вн-я – 2-3 м. – врабатываемость, 10 м. – устойчивое вн-е, через 15-20 м. спад, затем снова нарастание.
Основные теории внимания:Один из первых - В. Вундт. Он считал, что внимание имеет определенную структуру: зона внимания, зона неясного внимания. Д.Е. Бродбент: внимание - это фильтр информации на переферии, поэтому. часть отбираем, а часть не отбираем. Т.Рибо - внимание связано с эмоциями и вызывается ими. Чем интенсивнее эмоции, тем интенсивнее внимание.
П.Я.Гальперин, Н.Р. Добрынин, В.Я. Романов - отечественные психологи.Гальперин: внимание - компонент ориентировочной исследовательской деятельности, представляет собой психологическое действие, главная его функция - это контроль за содержанием действий.
2.Характер, его структура и симптомокомплексы свойств. Характер и индивидуальность.
Х – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Х.-совакупность устойчивых черт, которые проявляются в ситуациях.
Х-р– индивидуально-психологическая характеристика психики, отражающая способы поведения человека в различных ситуациях. Таким образом, отличие его от темперамента в том, что темперамент величина независимая и постоянная, а х-р– это ситуативный признак
Черты х. – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
В структуре х. выделяют две группы черт: 1)устойчивые черты х-ра связывают с психологическими процессами и веделяют : волевые (решительность, настойчивость, активность, организованность ), эмоциональные(порывистость, впечатлительность, горячность, безразличие) и интеллектуальные черты (сообразительность, находчивость, любознательность) ; 2) в соответствии с направленностью личности, которое проявляется в отношении к людям, д-ти, к окр. миру, к себе. Х-р тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций. Нап-ть всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Черты х. взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
а) динамикой воли (насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба его воля или сильна);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона, который сопровождает те или иные его поступки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов.
Симптомокомплексы– определенная взаимосвязь черт х. Например: 1)неуверенность, нерешительность, скромность, тревожность; 2)дружелюбие, альтруизм, конформность.
Х. взаимосвязан с темпераментом. Т.-устойчивые индив. особенности личности, которые выражаются в динамике психич. процессов и действий (сила, скорость возникновения, прекращение, изменение).Т. является врожденной биологической основой х.(Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г.).
Х. зависит от мотивации поведения человека, тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на х-р и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента станет чертой характера, зависит т условий его формирования. Х-р формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время х-р является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Психопатия – патология характера. Ганнушкин открыл малую психиатрию, которая занимается пограничными состояниями. Акцентуация характера – степень выраженности определенных устойчивых характеристик поведения человека. Психопатия – это сильная степень акцентуации.
В общей структуре личности х. занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. В первую очередь х. определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности х. отличается устойчивостью. Напр., потребности, интересы, социальные установки, мировоззрение человека могут меняться в течение всей жизни человека, то характер, сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию х.,. Все типологии человеческих х. исходят из ряда общих идей: 1)х. человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование; 2)сочетание личностных черт, которые входят в х. человека не является случайным; 3)большая часть людей в соответствии со своими основными чертами х. может быть разделена на типовые группы.
Не научные методы создания типологий х. – это объяснение поступков и х. человека датой рождения (гороскоп), характеристика х. по имени, физиогномика-учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности, хиромантия.
Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).
Понятие акцентуации х. было введено немецким ученым К. Леонгардом. Акцентуации-преувеличенное развитие отдельных свойств х. в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуаций может быть различной. По мнению К.Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с др. людьми.(12 типов акцентуации: гипертимный,дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интравертированный)
Позднее классификацию х. на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко (у подростков до 11 лет)сензитивн,лабильн..Ганнушкин 7
Э. Фромм дал социальную типологию х. Стадии социально-экономического развития общества он перенес на человекаМазохист-садист, Разрушитель, конформист
Классификация х. К. Юнга – экстравертированный тип – интровертированный тип. Типология Юнга и ее развитие в современный вариант Майерс – Бригс.Экстраверты и интроверты. В сочетании дает 8 типов.Майерс-Бригс взяли еще одно измерение.мыслители,эмоцион; делятся на теоретиков и практиков,ощущение,интуиция; иррациональное
В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент - и характер - это близкие понятия, т.к. темперамент - это биологическая основа характера. Это поддерживали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Б.Г. Ананьев. В общей структуре личности характер занимает центральное место и объединяет все другие свойства и особенности поведения. Характер человека влияет на его познавательные процессы. Это осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь также находится под прямым влиянием характера. Т.О. характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Характер отличается своей устойчивостью и, сформировавшись, остается устойчивым в течением всей жизни, за исключением случайного заболевания, когда характер может меняться (психопатия) В результате у человека формируется комплекс характерологических черт, проявляющихся в его поведении.
Типология Личко: Гипертимный характер. Живой, энергичный, подвижный, общительный…, как правило, хороший позитивный эмоциональный настрой. Эмоциональная нечувствительность. Истероидный (демонстративный). Эпилептоидный – тоже активный, но активность направлена на господство над другими, для него главное власть. Вырабатываются два модуса поведения: отношение к подчиняющимся и отношение к тем от кого они зависят. Циклоид – до полового созревания он был гипертим. Резкая смена настроения. Фазы достаточно длительные. Лабильный или эмоционально лабильный. Постоянная очень частая, немотивированная смена настроения. Астеноневротический тип. Чрезвычайная усталость физическая и психическая. Иппохондричность (все сводится к болезни). Сензитивный – чувствите.Психастеник (между сензитивом и астеником). Дети, которые с раннего детства обнаруживают тягу к интеллектуальной деятельности. Много читают, мало играют. Излишняя рационализация. Шизоид – полная противоположность гипертиму. Интроверт, высокий порог эмоциональной чувствительности. У детей трудности в общении со сверстниками. Предпочитают интеллектуальные виды деятельности физическим. Конформный тип. Самый консервативный тип. Все новое страшит, вызывает настороженность. Неустойчивый тип. Самый слабый тип характера, безволен, стремится к удовольствию, но бороться за него не может. У него отсутствует воля. Становится рабом в руках людей, которые могут обеспечить ему легкий путь к удовольствию. Смешанный тип.