Нарушения интеллектуальной сферы у детей младшего школьного возраста
1. Нарушения речи (нарушения фонетической, грамматической и лексической стороны речи, афазии).
2. Нарушение умственной работоспособности, их изучение.
3. Нарушение интеллектуальной сферы при психотических нарушениях.
4. Нарушение интеллектуальной сферы при олигофрении.
5. Нарушение интеллектуальной сферы при эпилепсии и органических поражениях ЦНС (особенности восприятия, мышления, памяти).
6. Нейропсихологические вопросы нарушения интеллектуальной сферы.
Вопросы для обсуждения.
1. Сравните разные каталоги диагностических методов, направленных на исследование интеллектуальной сферы младшего школьника.
2. Составьте таблицу методик по разным каталогам.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2012
3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. - Воронеж, 2002.
2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.
3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. (20 экз.)
4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - МГУ, 2004.
5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.
6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.
7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 224 с. - (Высшее образование). (20 экз.)
8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. (40 экз.)
9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.
10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. - СПб. : Речь. - 176 с. : ил. - (Психологический тренинг).
11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. - М. : Академия, 2007. – 265 с.
13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.
14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 143 с.
15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. (12 экз.)
16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - СПб. : Питер, 2007.
17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. "Психология" и спец. "Психология" и "Клиническая психология" / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)
18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 351, [1] с.
Задание для самостоятельной работы:
· подготовить ответы на вопросы;
· выписать основные интеллектуальные нарушения, оформить все в виде таблицы;
Классы нарушений мышления | Вид нарушения | Общая характеристика нарушения | Какой психической патологии соответствует |
1.По темпу | ускорение; замедление | ||
2.По стройности | разорванность; бессвязность; инкогерентность; вербигерация; паралогическое мышление; амбитендентность шперрунги. | ||
3.Нарушение операциональной стороны мышления | снижение уровня обобщения; искажение уровня обобщения. | ||
4.Нарушение целенаправленности | резонерство; аутизм; символизм; персеверации; обстоятельность; разноплановость; соскальзывания некритичность; речевой полисемантизм; вязкость. | ||
5.Нарушение продуктивности мышления | навязчивые идеи; сверхценные идеи бредовые идеи; 1) неологизмы. |
· выписать определения «агнозия», «апраксия», «амнезия», «афазия», «акалькулия», «алексия», «аграфия»; указать их виды;
· подготовить доклады и рефераты по теме.