Теории производства сообщений
Теории производства сообщения
Теории обработки сообщений
Диагностика особенностей производства и обработки сообщений.
Упражнения для развития коммуникативной компетентности (производства и обработки сообщений)
Психологические теории, на которых может основываться коммуникативная компетентность, разнородны. Поэтому их целесообразно разделить на две группы:
Теории производства сообщений: сосредоточены на том, как люди выстраивают и осуществляют поведение в коммуникации для достижения целей взаимодействия.
Теории обработки сообщения - фокусируются на том, как люди воспринимают, интерпретируют и оценивают собственное поведение и поведение других людей.
ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА СООБЩЕНИЙ
К данному классу теорий относятся:
1.Структурные теории коммуникативной компетентности (когнитивные теорииБергера и Белла, Уодрона и Лэйита). Эти теории исходят из того, что говорящий человек стремится к некоторым целям и поэтому для их достижения выстраивает и реализует планы. Теория предполагает, что люди, благодаря долговременной памяти, могут устанавливать ассоциации между своими представлениями о целях взаимодействия и многочисленными особенностями ситуаций. Вероятность появления ассоциации является функцией трех критериев: пригодности, новизны и силы.
С точки зрения данных теорий, причинами коммуникативной некомпетентности могут стать:
а) недостаточная способность предвидеть психологические последствия своих действий;
б) ассоциируют свои цели с недостаточным количеством ситуационных условий (проще – не видят того, что требует ситуация);
в) обладают такими ассоциациями, которые активируются только при полном совпадении целей с существующими ситуативными условиями (игнорируется критерий новизны)
г) не умеют соотносить разные ассоциации с разными целями: например, проявление ассоциации, связанной с уместностью дать совет, автоматически вызывает ассоциацию, связанною с неприемлемостью быть навязчивым.
Коммуникативно компетентный человек следует структуре «цели – планы – действия» и обладает способностью предвосхищать события. Данная структура предлагает некоторые направления для повышения уровня коммуникативной компетентности. Обучение должно фокусироваться на развитии способности идентифицировать цели, соответствующие ситуации.
2.Теория диалектики отношений (Бакстера и Монгомери).Данная теория относится ксоциально-психологическому подходу, где фокус внимания переносится от индивида как основной единицы анализа на вопросы о коммуникативно компетентных отношениях, группах и взаимодействиях.
Коммуникативная компетентность рассматривается как:
- социальное суждение, подразумевающее существование множества часто противоречивых точек зрения;
- суждение о взаимодействии, интеракции;
Бакстером и Монтгомери были предложены четыре диалогических принципа для оценки компетентности во взаимодействии.
1. Компетентность во взаимодействии ослабляет напряженность.
2. В компетентном взаимодействии воплощается идея многоголосья. Компетентность требует проявления чувствительности к множеству одновременно существующих точек зрения.
3. Компетентное взаимодействие означает поддержание и развитие свободного диалога.
4. Компетентное взаимодействие способствует проявлению креативности.
С позиций теории диалектических отношений, существует несколько разных уровней анализа источников коммуникативной некомпетентности, в частности через несоответствия уровня власти и влияния во взаимоотношениях, критическое или негативное отношение со стороны социальных структур (всеобщность), изменения, которые время от времени необходимо вносить в сложившиеся отношения, индивидуальные особенности.
3.Теория ожиданий (Теория нарушения ожиданий (ТНО) Бургона). Теории основываются на том, что человек предвосхищает процесс общения, т.е. то что от них ожидают другие. Следовательно, люди, которые нарушают ожидания, оказываются некомпетентными.
Ожидания формируются на основеинформации об особенностях коммуникатора, особенностях людей, вовлеченных в общение и контексте, от особенностей культуры. Например, нормы для дистанции, на которой происходит коммуникация, изменяются в зависимости от возраста участников и пола, от того, как хорошо они знают друг друга, и где они взаимодействуют.
Нарушения ожиданий – это действия, заметно выходящие за границы антиципации, т.е. внимание, перемещается от темы к попытке интерпретировать и оценить неожиданное поведение. Нарушения ожиданий могут быть положительными или отрицательными. Положительные нарушения происходят, когда коммуникаторы, как оценивается, оказали более благоприятные влияния, отклоняясь от принятых или подразумеваемых норм, вместо того, чтобы следовать им. Отклонения, которые производят менее благоприятные результаты, являются отрицательными нарушениями.
4. Теория диалогической импликации (Грайс). Согласно теории диалогической импликации компетентные коммуникаторы в состоянии следовать ожиданиям и нарушать их. Человек является коммуникативно компетентным, если следует принципу кооперативности: «необходимоделать тот вклад в диалог, который требуется, на данной его стадии или в соответствии с принятой целью разговора». Грайсом предложены четыре положения, соответствующие принципу кооперативности:
а) положение о количестве. Сообщения не должны быть сверх-информативны или, наоборот, малоинформативны;
б) положение о качестве: говорящие избегают обмана, слухов или сплетен;
в) положение об отношениях: участники диалога должны делать паритетные вклады в обсуждаемую тему и цель;
г) положение о манерах: участники диалога избегают двусмысленности, и других факторов, которые могут препятствовать пониманию.
Теория Грайса дает возможность понять, что определяется как коммуникативная компетентность:
а) нарушение положений принципа сотрудничества без цели воспринимается как коммуникативная некомпетентность
б) коммуникативная компетентность подразумевает способность распознать, когда другие люди отказываются от соблюдения принципа сотрудничества.
в) коммуникативная компетентность означает, что говорящий знает, как и когда скрытно нарушить принцип сотрудничества.
Общий вывод состоит в том, что компетентные коммуникаторы отзывчивы к ожиданиям.
Источниками коммуникативной некомпетентности тогда становятся:
a) недостаток знаний о соответствующих ожиданиях;
b) недостаточное желание учиться распознавать ожидания или действовать в соответствии с ожиданиями других людей;
с) дает неточные оценки собственного поведения в случае нарушения ожиданий;
d) не способность гибко реагировать на изменения в ожиданиях в контексте разных ситуаций или культур;
e) построение поведения в соответствии с узким диапазоном ожиданий.
5.Теории атрибуции (Вайнер). Согласно этой теории в процессе коммуникации люди выносят такие суждения о собственной коммуникативной компетентности, что в итоге может приводить к переживанию собственной коммуникативной компетентности или некомпетентности. Теория объясняет реакцию людей на успех и неудачу. С атрибутивной точки зрения, коммуникативно компетентными являются люди:
а) оптимистично и в то же время реалистично оценивающие факторы, влияющие на успех коммуникации.
б) ставящие достаточно сложные, но реалистичные цели, имеющие реалистичные ожидания от себя и от других в процессе коммуникации;
в) чувствительны к непостоянным и управляемым причинам, которые могут препятствовать их успеху, и заняты поиском информации о том, как преодолеть эти препятствия;
г) проявляющие гибкость в ситуации, когда им отказывают в чем-либо, они различают ситуации, в которых стоит продолжать настаивать, попробовать что-либо другое или отложить свое требование до лучших времен;
д) способные смягчать информацию о недостатках других;
е) имеющие способность оказать воздействия на вероятные результаты взаимодействия, рассматривают не только партнера, но и себя как активного субъекта, способного изменить неприемлемые образцы взаимодействия.
Исходя из этого, источниками коммуникативной не компетентности являются:
а) формирование атрибуций, ведущих к неуспеху, которые снижают уверенность в себе;
б) недостаток знаний или умений для реализации поведения, ведущего к преодолению препятствий;
г) приверженность к использованию предубеждений относительно себя или партнера, особенно в напряженных ситуациях.
На основе теории атрибуции можно разработать несколько направлений развития коммуникативной компетентности. В частности, это «познавательное реструктурирование». Людям предлагают перейти от создания негативных атрибуций об их собственных способностях к формированию положительных ожиданий и выбору альтернативных, решающих проблему стратегий.