В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей
Архетипы чаще всего проявляются в виде символов, используемых в религии, искусстве, литературе, архитектуре, и отражаются в наших снах и фантазиях.
Личность – совокупность реализованных архетипов человека.
• Несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.
• «Окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
• Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология).
• И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем.
«Человек живет и целями, и причинами».
«Самость» – целостность личности, интеграция всех ее структур в единую систему.
Именно самость создает уникальность личности.
•
Главный тезис:
личность – продукт научения
• Свойства личности – поведенческие рефлексы и социальные навыки
• Основной источник развития личности – среда, генетическое и психическое наследование не имеет значения
• Два направления – рефлекторное и социальное
• Бихевиоризм
(англ. behaviour) - поведение
• Основатели – Джеймс Уотсон и Беррес Скиннер
• Личность понимается как синоним поведения
• Любое действие человека происходит по схеме: стимул S реакция R
• Поведение человека можно формировать и направлять, подбирая лишь нужные стимулы
• Личность формируется путем оперантного научения. Операнты – действия, после которых следует либо подкрепление, либо наказание
• Человек стремится совершать действия, вызывающие подкрепление и избегает действий, вызывающих наказание
• Система подкреплений и наказаний закрепляет типичные способы поведения и тем самым формирует свойства личности
• Но, один и тот же стимул, может вызывать даже у одного человека разную реакцию или разные стимулы могут приводить к одной реакции
• Теория не дает ответа на вопрос, почему в условиях одной среды личности формируются разными
• Теория социального научения
• Основатели: Джулиан Роттер и Альберт Бандура
• Акцент делается не на внешних факторах – подкреплении и наказании, а на внутренних – их значимости для конкретного индивида, его целях, ожиданиях в определенных ситуациях.
• Внутренние факторы называются саморегуляцией
•
2 механизма саморегуляции (Роттер):
V Наблюдение
V Подражание
- Набор социальных навыков (свойств личности), определяется ее социальным опытом (научением)
•
- Социальное научение – генерализованное на основе прошлого опыта ожидание вероятности определенных подкреплений и наказаний в сходных ситуациях.
Саморегуляция зависит также от локуса контроля:
v Интерналы –осознают связь между своими действиями и их результатом (подкреплением)
v Экстерналы –эту связь не осознают, а причину результатов ищут во внешней среде – в Боге, судьбе, окружающих
Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы – внешний.
Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности.
Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.
Экстерналы характеризуются большей конформностью, подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других.
В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.
• Теория деятельности
• Сергей Рубинштейн, Алексей Леонтьев, Константин Платонов, Ксения Абульханова-Славская
• Биологическое и психологическое наследование личностных свойств также отрицается
• Главный источник развития личности – деятельность
• Человек – не объект, а субъект, активный участник собственного формирования
• Человек сам фильтрует воздействие среды в процессе деятельности, в результате чего формируются основные компоненты личности
• 4-х компонентная модель личности Рубинштейна
- Направленность личности - система устойчивых предпочтений и мотивов, задающая главные тенденции поведения
• на дело
• на общение
• на себя
- Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности
способность = задатки+ мотивация + обучение
• общие
• специальные
- Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека
4 типа характера:
• Морально-волевой
• Морально-абулический (абулия – безволие)
• Аморально-волевой
• Аморально-абулический
4. Самоконтроль – способность личности к осознанию себя и самостоятельной регуляции деятельности. Этот блок главный, он управляет всеми остальными компонентами