Принципы корректной и эффективной классификации
Тема 2. Вопрос 3. Классификация
Классификация – это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы (разновидности) согласно каким-либо важным признакам.
Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признак классификации иногда называют основанием деления.
Используется и термин – критерий.
Критерий - (гр. Kriterion) существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.
Цель классификации – достижение «осмысленного порядка вещей».
Естественные (содержательные) и искусственные классификации
Естественные (содержательные) классификации строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Естественные классификации необходимы для изучения разновидностей явлений, их свойств, факторов. Конечно, данные классификации зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения.
Цель естественной классификации – познание явления, поскольку фиксация закономерных связей позволяет дальше изучать явление.
Искусственные классификации построены с использованием несущественных признаков, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий – например, разделение мебели по цвету и т.д.
Цель искусственной классификации – систематизация предметов или явлений.
Признак, который выбирается для основания этой классификации, должен быть удобным для этой цели, но он не является существенным для самих предметов или явлений.
Замечание.Любые классификации условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую классификацию.
Принципы корректной и эффективной классификации
1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка: нельзя производить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры.
Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моделирования, а вторые – по объективным интересам человека. Экономические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.
2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий: сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления.
Примером несоблюдения этого принципа может быть утверждение: «Менеджеры по характеру образования делятся на две группы – имеющие техническое и экономическое образование». Это деление не является исчерпывающим: некоторые менеджеры имеют и другие виды образования – гуманитарное, естественно-научное и др. Анализ образованности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.
3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп: каждая группа понятий или явлений должна относиться толькок одному видовому понятию. Выделенные явления или понятия не должны относиться одновременно к двум классификационным группам.
Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может быть методов одновременно и социально-психологических, и экономических. Это не отрицает связи тех и других, зависимости и их
комбинационного использования в практике управления.
4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию.
Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т.д.
Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления.
Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности. Например, таким пределом в исследовании социально- экономических систем является человек как социальное существо, в области биологии – клетка, физиологии – орган, техники – деталь, классической физики – тело и т.д.
5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени: нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста.