Концепции развития и управления карьерой персонала
Вкратце основная суть этих концепций сводится к следующему:
• производственная — работодатель использует работника как любой другойпредмет или средство труда, изменяет количество и качество персонала исключительно в зависимости от нужд производства, ориентируясь на многопрофильность и дешевизну рабочей силы;
• продуктовая —в процессе использования рабочей силы работодательориентирован на повышение качества человеческого капитала (знаний, умений, навыков и т.д.) своих работников в целях сокращения издержек;
• торговая — стимулирование использования возрастающего человеческогокапитала;
• т р а д и ц и о н н а я м а р кет и н г о ва я —ко н ц е п ц и я эфф е кт и в н о с т иудовлетворения желаний и предпочтений работодателя, ориентированная на прибыль (убытки) в результате соединения способности к труду с капиталом и природными ресурсами;
• социальная —концепция социально-этического развития карьеры,направлена на разрешение противоречия между пожеланиями, запросами и материализуемыми социальными потребностями работника, работодателя и общества;
• профориентационная — концепция поиска профессиональных талантов,согласно которой от правильности выбранной индивидом профессии выигрывают все: и сам индивид, и работодатель, и общество;
• коммуникативная —основана на специфических средствах маркетинга(эффективного предложения) рабочей силы;
• сервисная — предполагает ответственность работодателя за создание иразвитие условий потребления рабочей силы с целью поддержания либо повышения уровня удовлетворенности конкурентоспособностью рабочей силы;
• современная — предполагает подчинение всех аспектов деятельности ворганизации удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах наилучшим образом.
Управление карьерой с позиций системного подхода
Субъект | Функция | ||
управления | |||
общая | конкретная | ||
Общество | целеполагание, | Формирует образы карьерных и жизненных целей | |
(соц. группы) | планирование, | (жизненные ценности, стереотипы). Определяет | |
мотивация | этичность и неэтичность способов достижения. | ||
Создает культурный фон, систему оценки успешности | |||
карьеры | |||
Государство | целеполагание, | Определяет легитимность карьерных и жизненных | |
планирование, | целей и способов их достижения. Формирует систему | ||
мотивация | достижения карьерных целей (экономическая и | ||
социальная политика, рабочие места, система | |||
образования). Стимулирует/не стимулирует решение | |||
социальных вопросов работодателями | |||
Организация | целеполагание, | Формирует карьерные пути — внутреннюю структуру | |
планирование, | профессий и должностей. Определяет внутри- | ||
мотивация, | организационную систему перемещения кадров | ||
организация | (виды, способы, критерии, ситуации). Определяет | ||
возможные способы и действия по достижению | |||
карьерных целей (организационная культура). | |||
Осуществляет реальную работу с персоналом | |||
(оценка работ, работников, кадровый потенциал, | |||
карьерные потоки, обучение, резерв и т.д.) | |||
Индивид | целеполагание, | Определяет индивидуальные жизненные и | |
планирование, | карьерные цели, допустимые средства их | ||
мотивация, | достижения. Выбирает необходимые способы | ||
организация, | достижения, виды обучения и образования. | ||
регулирование | Выбирает сферу деятельности, профессию и уровень | ||
овладения ею. Предлагает себя на рынке труда. | |||
контроль | |||
Выбирает конкретную организацию. Осуществляет | |||
контроль и необходимую коррекцию предпочтений | |||
(целей) и действий по их достижению | |||