Двухфигурная композиция с наложением (а) и без наложения (б)
Фигуры без наложения, не имея взаимосвязанных линий, распадаются на два изолированных изображения (рис. 81, б).
Еще в прошлом веке в двухфигурных портретах художники придерживались наложения фигур. На фрагменте портрета А. Н. Костычевой с сыном (рис. 82) кисти художника Н. Н. Ге (1875 г.) "накладка" произведена столь ощутимо, что она касается не только плеч и бюста, но и частично лица. Эта композиция по времени совпала с бурным развитием портретной фотографии. Однако и по сей день этот оригинальный, достойный подражания прием компоновки встречается весьма редко в практике работы фотографов-профессионалов.
82. Н. Н. Ге. Портрет А. Н. Костычевой с сыном – фрагмент (разновысокий вариант)
От наложения фигур зависит выбор стороны направления светового потока. Осветительный прибор устанавливают со стороны, с которой не могут появиться падающие тени от выдвинутой вперед фигуры. Иными словами, его устанавливают с противоположной стороны от наложения.
При компоновке надо учитывать тональность лиц – более темное лицо располагают ближе к источнику рисующего света.
Несобранной выглядит композиция, когда лица значительно отдалены друг от друга. Однако не следует забывать, что очень близкое расположение лиц свидетельствует о близости в отношениях людей и придает снимку интимную окраску.
Учитывая значение фокуса портретных объективов и нежелательность их значительного диафрагмирования, следует располагать оба лица на одинаковом расстоянии от объектива. Если это полностью не удается, то приходится пользоваться поворотом кассетной части камеры вокруг вертикальной оси.
Вовсе необязательно создавать обоим портретируемым одинаковые позы. Здесь вполне оправданы повороты лиц в разные стороны. При этом можно учесть следующую рекомендацию: при разных поворотах и положениях лиц перед объективом взгляды портретируемых должны быть устремлены прямо перед собой. При поворотах в одну сторону и одинаковых положениях лиц направление взглядов также дается прямо перед собой, но в данном случае они устремятся к одной точке.
Съемку групп более двух человек можно подразделить на два вида: официальный групповой портрет и художественный. Первый представляет собой документально-протокольный снимок, не претендующий на художественность. Технически он должен быть совершенным: лица в примерно одном масштабе независимо от ряда их расположения резки на всей площади кадра, ни одно лицо не должно быть заслонено впереди стоящим, не притемнено. Ровное освещение всей группы – обязательное условие. Художественный групповой портрет ставит перед фотографом задачу логической взаимосвязи фигур, лиц, эмоций. Необходимо оценить внешние данные каждого участника группы и выбрать позу и наиболее выигрышный эмоциональный вариант, руководствуясь принципом, что каждому лицу надо найти соответствующее решение, как это делают при съемке индивидуального портрета.
В групповом художественном портрете следует избегать строгих рядов и прямых линий, образуемых этими рядами. Разнообразие композиционных построений групп велико. Иногда за основу принимают условную диагональ, по которой размещают три, четыре и более человек (рис. 83, а). По обе стороны от диагонали при желании можно поместить еще несколько человек (рис. 83, б, в). Такие композиции называются диагональными. Чаще всего встречаются овальные построения. Участники группы размещаются так, что их головы вписываются в овальную линию. Овальные построения бывают двух видов: по линии внутреннего (рис. 84, а, б) или внешнего (рис. 84, в, г) овала. Пустоты внутри овалов можно также заполнить участниками группы. Можно еще разместить участников группы по кругу (рис. 85). Одного человека располагают в центре круга, а остальных вокруг него со всех сторон наподобие лепестков цветка, так называемое построение "ромашка".
83. Диагональное построение группы: а – только по диагонали; б – с заполнением верхнего пространства; в – с заполнением как верхнего, так и нижнего пространства кадра
84. Группы, построенные по овалу, а – только по овалу; б – по овалу с заполнением части кадра; в – по внешнему овалу; г – по внешнему овалу с заполнение верхней части кадра