Задание 2. Использование техник цивилизованной конфронтации
Инструкция. Выбрать из числа студентов одного, кто будет играть роль манипулятора, и другого – противодействующего. Они будут участниками ситуации с использованием техники конфронтации. Остальные студенты делятся на 5 подгрупп. Каждая подгруппа отвечает за определённый этап конфронтации и продумывает возможные формулировки. Первая подгруппа отвечает за фазу Я-посланий, вторая – за фазу усиления Я-послания, третья – за фазу предложения, четвёртая – назначение санкций и пятая – за исполнение санкций. Во время проигрывания ситуации, задача участников подгрупп – напоминать противодействующему, что ему пора переходить к следующей фазе, и, если противодействующий будет затрудняться с формулировками, подсказывать ему подходящую фразу.
ПРИМЕР
Подчинённый получил от начальника срочное задание, которое он должен выполнить через 10 минут. Через 5 минут начальник заходит проверить, выполняется ли задание, поскольку у него есть подозрения, что это не так. Подчинённый и ранее манипулировал начальником. Выясняется, что задание отложено, и на этот раз и подчинённый занимается своими делами.
Заключительным этапом работы является обсуждение поведения участников диалога и эффективность работы подгрупп.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каковы основные условия конструктивного противостояния влиянию?
2. Какую роль в противостоянии нежелательному влиянию играет осознание собственных эмоций?
3. Какие техники психологической самообороны вы считаете наиболее эффективными для себя? Почему?
4. Чем отличается конструктивная критика от деструктивной? Каковы её функции?
5. Приведите примеры использования техник конструктивной критики.
6. Какие причины должны побудить человека применять самое мощное средство противостояния негативному влиянию – конфронтацию?
7. Каков алгоритм поведения при цивилизованной конфронтации?
8. О каких последствиях конфронтации должен помнить человек, решивший её использовать?
9. Какие дополнительные приёмы саморегуляции вы используете как способы противостояния чужому влиянию?
Литература
1. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб., 2002.
2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.
3. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящёвой. ‑ СПб.: Ювента, 1999.
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. ‑ Спб.: Речь, 2002.
5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. ‑ М.: Физкультура и спорт, 1985.
ТЕМА 7
Педагогическое влияние
______________________________________________
Содержание понятия и основные характеристики педагогического влияния
Педагогическое влияние – это разновидность влияния, которое возникает в профессиональном общении педагога с учениками. Педагогическое влияние – одна из ведущих функций профессионального педагогического общения. Для того, чтобы дать определение педагогического влияния, необходимо привести формулировку педагогического общения. По определению А.Н. Леонтьева, «педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» [Зимняя, 1997, с. 434-435]. Главная функция педагогического общения – это управление (влияние) учебным процессом и процессом развития личности учеников. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой систему педагогических воздействий преподавателя на коллектив учащихся и отдельных учеников для достижения заданных результатов обучения. При этом, как отмечает Л.Д. Столяренко, управлять (влиять) – это не подавлять, не навязывать процессу обучения и развития ход, противоречащий его природе, а, наоборот,максимально учитывать его логику и закономерности. Эффективное управление (влияние) предусматривает определение места каждого участника учебного процесса, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения учебных задач [10]. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния, в котором задействованы два субъекта: педагог и ученик.
Педагогическое влияние выполняет две основные специфические функции: обучающую, которая включает в себя воспитывающую, и фасилитативную (термин К. Роджерса).
Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе. Как отмечает А.Б. Добрович, «какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд… Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью – тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов…» [Добрович, 1987, с. 4].
Не менее существенной является и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В процессе педагогического влияния своеобразно сочетаются как преднамеренные, целенаправленные, осознаваемые, так и стихийные, непреднамеренные, не осознаваемые педагогом воздействия на учеников. Учитель не всегда контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица, эмоциональные реакции и т.д. Однако любое воздействие взрослого оставляет след в душе ребёнка. Ещё А.С. Макаренко, отличавшийся тонкой педагогической интуицией, писал, что мы воспитываем детей в любой момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом. Поэтому педагогам особенно важно осознавать и регулировать оказываемые на учеников воздействия.
Педагогическое влияние по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной стратегии влияния определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.
Педагогическое влияние предполагает использование различных методов. Основными являются методы контролирования, поощрения и наказания, убеждения, личного примера, создания воспитательных ситуаций, совместной деятельности воспитанника и педагога, психотерапевтические методы (беседа, социально-психологический тренинг).
И.А. Зимняя приводит результаты опроса учителей г. Москвы, которые показывают, что чаще всего в педагогическом общении используются такие методы влияния, как доказательство и объяснение. На вопрос анкеты «Что вам легче делать в классе» более 50% учителей отвечают: «объяснять», «рассказывать», «убеждать». В то же время на вопрос, «что вам чаще всего приходится делать в классе», около 50% учителей отвечают «доказывать», что не отмечалось ими как лёгкая задача. Показано, что 66,7% опрошенных учителей «убеждают» успешнее, когда им возражают, а не тогда, когда с ними соглашаются. 80% учителей предпочитают общение с классом, а не с одним учеником, т.е. для них социально ориентированное влияние предпочтительнее личностно ориентированного [4].
Эффективное педагогическое влияние осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; 2) эмпатия – умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия – непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс [4].