У каждого ли человека есть свой талант?

Текст№18

Задание№1. Прочитайте текст М. Пришвина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Когда садишься писать и не складывается в голове как надо, попробуй довериться перу и начинай писать по-новому, что придется. И бывает, напишешь, доверяясь перу, такое, чего никогда не придумал бы.

Таков был Шаляпин: такого не выдумаешь.

Гений видит не то, что другие, потому что обращает внимание на невидимые для всех стороны предметов, но человек гениальный еще не вполне свободен: он находится в плену у своего гения («отдаться своему гению»)…

Совершенно гениального человека я знаю одного: Шаляпина, он «безмысленен», как глыба.

Я первый раз видел Шаляпина не в театре. Он был нравственно подавлен одной неприятной историей и сидел без всяких украшений, даже без воротничка, белой глыбой над стаканом вина. Кроме Горького и Шаляпина, тут в кабинете было человек десять каких-то… Разговор был ничтожный.

Вдруг Шаляпин, словно во сне, сказал:

- Не будь этого актерства, жил бы я в Казани, гонял бы голубей.

И пошёл, и пошёл о голубях, а Горький ему подсказывает, напоминает. И так часа два было о голубях в ресторане, потом у Шаляпина в доме чуть не до рассвета – всё о Казани, о попах, о купцах, безо всяких общих выводов, зато с такой любовью, весёлостью.

Горький спросил меня после, какое моё впечатление от Шаляпина. Я ответил, что бога видел, нашего какого-то, может быть, полевого или лесного, но подлинного русского бога видел. Горький от моих слов даже прослезился с такой любовью, весёлостью и сказал: «Подождите, он был ещё не в ударе, мы ещё вам покажем!»

Так у меня сложилось в этот вечер, что Шаляпин для Горького не то чтобы вликий народный артист, надежда и утешение, а сама родина, тело её, бог телесный, видимый… Народник какой-нибудь принимает родину от мужика, славянофил – от церкви, Мережковский – от Пушкин, а Горький – от Шаляпина, не того знаменитого певца, а от человека-бога Шаляпина, этой белой глыбы без всяких выводов, бездумной огромной глыбы бесконечного подземного пласта драгоценной залежи в степях Скифии.

Талант не делается, с талантом рождаются, и это есть то же самое, что у животных называют «инстинктом». Наверное, каждый рождается с каким-то талантом. Когда я напал на свой талант, на эту способность всё постигать, минуя ученье, я обратился к солнцу, как к источнику жизни, и прославил природу.

(М. Пришвин)

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема Позиция автора
  1.Проблема отсутствия в человеческих поступках (чего?) помогает читателю глубоко задуматься (над чем?) Заставляет читателя задуматься над проблемой совести
2.Проблема разрушенной (чего?)…заставляет читателя серьезно размышлять (о чем?)… Показывает злободневность рассматриваемой проблемы
3.Вопрос (о чем?) задает автор данного текста своему читателю, чтобы тот смог оценить свои поступки. Пытается найти причины изображаемых негативных явлений
4.«….?» - вот вопрос, на который предлагает найти ответ автор этой статьи Передает читателю свою заинтересованность данной проблемой

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста М.Пришвина?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста М.Пришвиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (М.Пришвина), рассуждающего о том, что у каждого человека есть способности? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста М.Пришвиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту М.Пришвина? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации