На различных этапах спортивного совершенствования
Согласно концепции юношеского спорта В. П. Филина (1987) в спортивной тренировке выделяются следующие этапы подготовки спортсменов: этап предварительной подготовки; этап начальной спортивной специализации; этап углубленной спортивной специализации; этап спортивного совершенствования. Исходя из задач этапов, определяем, что на этапе предварительной подготовки, где осуществляется всестороннее физическое воспитание, формирование интереса к физическим упражнениям и поиск спортсменом «своего» вида спорта, обучение психической саморегуляции будет нецелесообразным. Активное обучение психорегуляции следует начинать на этапе начальной спортивной специализации, т. к. в это время начинается накопление соревновательного опыта, что обусловливает формирование определенных стереотипов поведения.
Назначение психорегуляции сводится к следующему:
1) содействие овладению техникой спортивных достижений;
2) формирование психологической структуры спортивной деятельности;
3) использование спортсменом приемов достижения оптимального психического состояния на соревнованиях;
4) содействие реализации спортсменом на соревнованиях накопленного на тренировках потенциала;
5) восстановление психической работоспособности после тренировок и соревнований;
6) повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов.
Для формирования навыков психической саморегуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной специализации предлагается базовая часть обучения психорегуляции, которая состоит из подготовительного и основного этапов.
Подготовительный этап предусматривает проведение групповых бесед для формирования у занимающихся необходимых знаний и умений, совершенствование психических функций, обусловливающих развитие умений психорегуляции. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение; ощущения. Для развития этих функций рекомендуются психотехники, предлагаемые в научно-методической литературе.
Основной этап предполагающий развитие умений к расслаблению, успокоению и мобилизации с использованием приемов психорегулирующей тренировки. Базовая часть обучения психорегуляции, необходима спортсменам независимо от вида спорта.
На этапе углубленной спортивной специализации формирование умений психорегуляции психорегуляции осуществляется с использованием средств базовой и индивидуально-специализированной частей обучения психорегуляции. Разрабатываются индивидуальные варианты обучения, с учетом вида спорта, индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей поведения и психического состояния спортсмена на соревнованиях.
Предлагаемые здесь варианты обучения не исключают разработки других в связи с многогранностью ситуаций в спорте и возможного реагирования на них.
Мобилизующий вариант – основная установка этого варианта на максимальную мобилизацию. Рекомендуется: в спортивных играх для спортсменов атакующего амплуа; в видах спорта с проявлением максимальной силы для спортсменов, не умеющих мобилизовать себя на проявление максимального усилия; в легкой атлетике для спортсменов-спринтеров, не способных мобилизоваться и проявить свои потенциальные возможности в связи с кратковременностью деятельности.
Успокаивающий вариант – установка на спокойное состояние перед стартом во время деятельности; после соревнования. Данный вариант необходим спортсменам, характеризующимся высоким уровнем тревожности, нестабильности психических реакций, возбудимым. Рекомендуется в гимнастике, легкой атлетике (спринтерские дистанции, прыжки, метания); в спортивных играх, единоборствах, тяжелой атлетике и т. п.
Технический вариант – установка на техническую сторону выполняемых действий. Данный вариант рекомендуется для спортсменов с нестабильной техникой и ее нарушениями во время игры, боя, выполнения упражнений в гимнастике, акробатике и т. п. Нестабильная техника проявляется, как правило, у спортсменов, характеризующихся: неуверенностью, тревожностью, возбудимостью и т. п.
Сосредотачивающий вариант с установкой на сосредоточенность и собранность спортсмена на выполняемых действиях. Рекомендуется спортсменам с неустойчивым вниманием, легко отвлекающимся. Данный вариант приемлем во всех видах спортивной деятельности.
Антиагрессивный вариант с установкой на снятие агрессии и предупреждение агрессивного поведения по отношению к противнику. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся сильной нервной системой, неуравновешенностью, завышенной самооценкой и склонным к проявлению агрессивного поведения.
Социально-независимый вариант с установкой на самостоятельность и независимость от окружающих. Рекомендуется для спортсменов различных видов спорта, характеризующихся: социальной зависимостью от мнений и оценок окружающих, преобладанием ожидания неодобрения со стороны тренера, товарищей по команде, судей и т. д.
Реалистический вариант с установкой на адекватную оценку своих способностей и постановку реально достижимых целей в спорте. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся: завышенной самооценкой, преобладанием потребностей в самоутверждении неподкрепленной возможностями.
Восстановителъно-мотивационный вариант с установкой на оптимизацию после соревновательного состояния спортсмена. Рекомендуется для спортсменов с преобладанием длительного неблагоприятного состояния после соревнования, характеризующегося: бессонницей, снижением мотивации, чувством усталости, беспокойства.
На этапе спортивного совершенствованияпри формировании и совершенствовании умений психорегуляции у спортсменов учитываются прочно сформированные стереотипы поведения в процессе многолетнего участия в соревнованиях. Обучение психорегуляции включает базовую, индивидуально-специализированную и комплексную части.
Комплексная часть обучения психорегуляции спортсменов основана на одновременном использовании психологических (психотехники), педагогических (беседы) и физических средств (массаж, физические упражнения). Комплексное использование массажа (его функциональных эффектов, заключающихся в расслаблении и ощущении тепла в мышцах), приемов психорегулирующей тренировки и музыкальных произведений позволяет создать условия для формирования новых ассоциативных связей.
Темы рефератов
1 Значение психорегуляции в подготовке спортсменов.
2 Технологии использования средств и методов психорегуляции в процессе соревнований.
3 Учет индивидуально-психологических особенностей личности при развитии и совершенствовании умений психической саморегуляции.
Литература
1 Алексеев, А. В. Преодолей себя / А. В. Алексеев. – М. : Фис, 2006.
2 Бабушкин Г. Д. Психология – спорту / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГАФК, 1998.
3 Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М. : Фис, 2006.
4 Некрасов, В. П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккехайн, Р. Фрестер. – М. : Фис, 1985.
5 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.
6 Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов : монография / В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГУФК, 2003.