Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
С учетом того, что возложенные на прокуратуру РФ задачи призваны выполнять конкретные люди с учетом специфики занимаемой ими должности, важной составляющей внутриорганизационной работы в прокурорской системе является работа с кадрами (кадровая работа) В организационном плане важно иметь представление о структуре кадровых служб в органах прокуратуры.
В 2011 г. в Генеральной прокуратуре РФ было создано Главное управление кадров, которое состоит из:
• управления кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры;
• управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров;
• инспекторского управления;
• отдела пенсионного обеспечения.
Организация работы с кадрами в прокуратурах регионального звена строится исходя из задач, стоящих перед такими органами на соответствующем уровне, а состав кадровых подразделений зависит от общей штатной численности личного состава таких прокуратур. Как правило, речь идет об отделах на правах управлений, однако в крупных прокуратурах субъектов РФ могут создаваться управления кадров, состоящие из нескольких подразделений. Вместе с тем в малосоставных прокуратурах обязанности по ведению кадровой работы возлагаются на старших помощников и помощников прокурора.
Работа с кадрами состоит из ряда обязательных компонентов — основных видов кадровой работы, к которым традиционно относятся:
• подбор и расстановка кадров;
• подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников прокуратуры;
• работа с кадровым резервом;
• аттестация работников прокуратуры;
• психологическое сопровождение прокурорской деятельности;
• воспитательная работа и предотвращение коррупционных нарушений у прокурорских работников;
• проведение служебных расследований в отношении прокурорских работников;
• работа по пенсионному обеспечению прокурорских работников и государственных гражданских служащих;
• учет кадров.
Надлежащая организация кадровой работы на всех ее направлениях позволяет избегать поступления на службу, а также нахождения на ней лиц, не отвечающих высоким требованиям прокурорского работника. Кратко изложим сущность остальных видов такой деятельности.
Подбор и расстановка кадров не случайно отнесены к важнейшим видам кадровой работы, поскольку от грамотного подхода к этому вопросу зависит качество поступающих на службу в органы прокуратуры специалистов и правильное применение их основных положительных профессиональных навыков. Поэтому при подборе претендентов на конкретную должность должны изначально формулироваться конкретные требования к уровню подготовки кандидата на должность. В этом смысле положительный эффект должна давать открытость процесса подбора кадров, когда на сайте конкретной прокуратуры размещается информация о наличии вакансий с указанием требований к претенденту. Важное значение должно иметь и наличие конкурсных начал, которое предполагает возможность выбора из числа претендентов наиболее достойного.
Что касается расстановки кадров, то здесь речь идет о наиболее рациональном использовании профессиональных навыков работников прокурором (начальником структурного подразделения прокуратуры), что особенно важно на районном уровне, где в силу ограниченности штатной численности каждый работник должен уметь выполнять одновременно сразу несколько функциональных задач.
Работа с кадровым резервом подразумевает постановку на учет работников прокуратуры либо лиц, претендующих на замещение прокурорских должностей. Действительно, в кадровые службы периодически обращаются граждане, имеющие высшее юридическое образование и желающие работать в органах прокуратуры. В подобных случаях, если не имеется законодательно закрепленных препятствий для возможного зачисления таких претендентов на службу, но при отсутствии в данный временной период соответствующих вакансий, такие лица зачисляются в резерв и при освобождении кем-то из действующих работников должностей им может быть предложено заместить выбывших.
В то же время является существенной работа с резервом на замещение вышестоящих должностей, что относится преимущественно к действующим работникам. Поскольку процесс службы в органах прокуратуры является динамичным и в силу тех или иных причин (выход на пенсию, перевод на вышестоящую должность или в другую местность и т.д.) происходит освобождение должностей, важно наличие соответствующего кадрового резерва, позволяющего безболезненно замещать выбывших. Особенно это важно в отношении замещения руководящих должностей, прежде всего руководителей прокуратур и их заместителей, а также начальников структурных подразделений в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах регионального звена.
Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности укрепления служебной дисциплины (п. 1 ст. 41 Закона о прокуратуре)[2]. Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников определяются Приказом Генпрокуратуры России от 20.06.2012 № 242 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».
Аттестация работников прокуратуры является обязательным условием прохождения ими службы и призвана при отсутствии формальных подходов к ее проведению, а также предвзятости руководителей к аттестуемым способствовать укреплению служебной дисциплины, формированию кадрового резерва, а также своевременному выявлению работников, не справляющихся с возложенными на них функциональными обязанностями.
Первичная аттестация после приема на работу проводится после прохождения прокурорским работником испытательного срока, продолжительность которого составляет, как правило, не менее шести месяцев. Для новобранцев, ранее проходивших службу в правоохранительных органах и ряде иных структур, могут индивидуально устанавливаться более сокращенные сроки. В последующем аттестации должны проводиться не реже чем один раз в пять лет, что является общим требованием для всех государственных служащих. Вместе с тем, если возникает необходимость назначения прокурорского работника на вышестоящую должность либо имеются серьезные сомнения в его профессиональной пригодности, названная процедура по инициативе руководителя может быть проведена досрочно.
Психологическое сопровождение прокурорской деятельности имеет важное значение на этапе подбора кадров среди претендентов на службу в органах прокуратуры, поскольку позволяет выявлять у таких лиц характерные элементы несовместимости с прокурорской деятельностью, своевременно выявить людей с неправильными социальными установками, которые с большой степенью вероятности могут в последующем проявиться при исполнении служебных обязанностей, в общении с коллегами и теми, кто обращается в органы прокуратуры со своими проблемами. Кроме того, неотъемлемой задачей входящих в штат органов прокуратуры психологов является своевременное выявление проблем психологического свойства у действующих прокурорских работников, которые смогут формироваться на фоне высоких нагрузок, обусловленных спецификой их деятельности, неудовлетворением занимаемой должностью и отсутствием перспектив к карьерному росту (что нередко является причиной так называемой профессиональной деформации, когда у работника отсутствуют стимулы к совершенствованию своих профессиональных навыков, стремлению к инициативе), бытовыми проблемами.
Проведение служебных расследований в отношении прокурорских работников осуществляется в случае наличия информации о совершении ими дисциплинарных проступков, а также административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний. Статья 42 Закона о прокуратуре устанавливает, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Законодательно предусмотрено отстранение прокурора по решению руководителя органа прокуратуры от должности на срок до одного месяца до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания. А в случае возбуждения в отношении прокурора уголовного дела он может быть отстранен от должности на период проведения соответствующего процессуального расследования.
При этом закон предписывает в указанные сроки выплачивать отстраненному прокурору денежное содержание в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.
Работа по пенсионному обеспечению прокурорских работников и государственных гражданских служащих связана с необходимостью надлежащего учета прокурорских работников и иных лиц, получающих в силу Закона о прокуратуре и пенсионного законодательства право на пенсию. С учетом того, что многие прокурорские работники достигают права на служебную пенсию в достаточно работоспособном возрасте, они продолжают исполнять свои служебные обязанности и получают надбавки в размере половины пенсии, которая могла бы им начисляться в случае увольнения. Этим достигается сохранение в органах прокуратуры профессионалов, а также осуществляется их материальное стимулирование за преданность избранной профессии, что служит хорошим примером для молодых специалистов.
Учет кадров является неотъемлемой составляющей рассматриваемой деятельности, поскольку позволяет иметь четкое представление о реальной штатной численности действующих сотрудников, о наличии вакансий в тех или иных органах прокуратуры, о количестве поощренных и дисциплинарно наказанных за определенный период работников, о фактах совершения прокурорами и иными служащими уголовно наказуемых деяний и административных проступков и ряде других важных вопросов.