Тема 5. Психология пропаганды
Цель занятия: понять сущность и причины манипулирования, изучить формы манипулирования общественным мнением: утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации. Знать типы манипуляторов, правила, которые надо усвоить, чтобы избежать манипуляции. Изучить сущность языкового манипулирования, манипулирования через обращение к социальным установкам и манипулирования через обращение к представлениям о мире. Исследовать особенности пропаганды и агитации. Научиться определять реальные и потенциальные аудиторий с точки зрения их ориентаций и потребностей в определенной информации.
План
1. Пропаганда. Объективные и субъективные факторы пропа-гандистского воздействия.
2. СМИ как «четвертая власть».
3. Пропагандистские мероприятия в PR-деятельности.
4. Манипулирование: природа, способы, последствия, психоло-гические аспекты.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Представьте пропаганду как специфическое средство комму-никации.
2. Соотнесите PR-деятельность и пропаганду.
3. Раскройте социально-психологический механизм пропаганды.
4. Опишите основные способы влияния пропаганды (посредством информации об окружающем мире, через изменение интересов и ценностей реципиентов и т.д.).
5. Раскройте роль масс-медиа в управлении массовым сознанием?
6. Объясните психологические основы манипулирования? Опишите формы манипулирования общественным мнением (утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации и т.д.).
7. Каковы особенности пропаганды и политической агитации?
8. Проанализируйте PR-акции администрации города (района, области или края) и выделите пропагандистские мероприятия, применяемые в этих PR-акциях (2-4 с.).
Темы рефератов
1. Воздействие СМИ на вербально-логическое и образное мышление, «искусственная шизофрения сознания».
2. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе.
3. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции.
4. Языковое манипулирование как метод речевого воздействия на индивидуальное и общественное сознание
5. Имидж политика через призму СМИ.
6. Психологические способы влияния СМИ на участников пред-выборных кампаний.
Основная литература
Войтасек Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981. С. 13-18.
Дилигенский Г.П. Социально-политическая психология. - М.,1996. С. 33-56.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2000.
Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. - М., 1998.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2001.
Ольшанский Д.В. Психология масс. - Спб, 2001.
Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. 1992. № 6.
Дополнительная литература
Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М., 1996.
Сергеечева В. Практика манипулятора: Выбор мишени. - Спб., 2002.
Чалдини Р. Психология манипуляции. - Спб., 1999.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1984.
Щербатых Ю. Искусство обмана. - Спб., 1997.
Жельвис В. Эмотивный аспект речи. Психологические интерпретации речевого воздействия. - Ярославль, 1990. С.43-56.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - Спб., 2000.
Тема 6. Психология рекламного воздействия
Цель занятия:изучить особенности психологии восприятия рекламы, виды, компоненты и приемы рекламного психологического воздействия; знать психотехнологии рекламной стратегии, способы и методы определения эффективности психологического воздействия рекламы на потребителя (опросы, наблюдения, эксперименты); уметь применять приемы речевого воздействия при составлении рекламного текста.
План
1. Психология рекламного воздействия: когнитивный, эмоцио-нальный и поведенческий аспекты.
2. Психотехнологии в рекламной деятельности.
3. Проблемы и критерии психологической эффективности рекламы.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Раскройте место и роль восприятия, внимания и понимания в рекламе.
2. Покажите особенности возрастной, половой, социально-классовой психологии, место каждой из них в механизме рекламного воздействия. Опишите социальные и половозрастные стереотипы в рекламе.
3. Выделите и проанализируйте основные виды рекламного психологического воздействия (информирование, убеждение, побуждение, внушение и т.д.)
4. Раскройте вербальные и невербальные компоненты рекламного сообщения.
5. Назовите и раскройте психологические критерии выбора каналов распространения рекламы.
6. Раскройте понятие коммуникативной эффективности рекламы и ее основные критерии (распознаваемость, запоминаемость, притягательность, агитационная способность и т.п.).
7. Эксперты выделяют следующие факторы успеха рекламного общения у российского потребителя: красота, дороговизна, убедительность, остроумие …; дополните этот ряд. Подумайте о сходстве и различиях данных факторов у разных народов (см.: О национальных особенностях восприятия и оценки рекламной и коммерческой информации) (1-2 с.).
8. Коммуникативная эффективность рекламы складывается из следующих уровней: когнитивный (влияние рекламы на изменение знаний о фирме, ее товарах, услугах), аффективный уровень (влияние рекламы на формирование позитивного к ней отношения), поведенческий (конативный) уровень (влияние рекламы на формирование намерений вступить в контакт с фирмой или приобрести ее товары). Оцените качество рекламной деятельности местных рекламных агентств (если таковые имеются) или, например, соответствующих отделов вузов вашего города, исходя из вышеперечисленных факторов (3-4 с.).
Темы рефератов
1. Основные характеристики современной «среды» рекламы.
2. Использование игровых приемов в рекламе.
3. Национальные традиции в рекламе.
4. Психологическое восприятие рекламы.
5. Эффективные технологии создания имиджа.
6. Роль цвета и дизайна в рекламе.
Основная литература
Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - Новосибирск, 2000.
Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М., 1992.
Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. - М., 1995.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999.
Гребенкин Ю.Ю. Психотехнологии в рекламе. - Новосибирск, 2000.
Рекламный текст: семиотика и лингвистика. - М., 2000.
Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - Спб., 2000.
Дополнительная литература
Иванов И.В. Реклама в СМИ. - М.,1995.
Григорьев М. Приемы информационно-психологического воздействия в рекламе // www.7st.ru. 2000-10-29; 2000-11-10.
Дюк А. Потребности и реклама // PR News. 2000. № 3-4.
Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования).- М., 2001.
Репьев А.П. Рекламное мышление // www.repiev.ru.
Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. - М., 1990.
Зарецкая Е. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998.
Тема 7. Психология слухов
Цель практического занятия:понять сущность и природу слухов как специфического вида межличностной коммуникации; знать классификацию и каналы распространения слухов; знать отличия слуха от сплетни, доноса, дезинформации, байки (поверья), собственно информации и в чем слухи сохраняют свою связь со всеми перечисленными типами социальных сообщений; познакомиться со способами борьбы со слухами.
План
1. Социально-психологическая природа слухов и предрассудков.
2. Слух как разновидность СМК. Классификация слухов. Виды предрассудков.
3. Каналы распространения слухов и предрассудков. Роль СМИ в распространении слухов и предрассудков.
4. Слухи и предрассудки в PR-деятельности (провоцирование, защита и пр.).
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Какова социально-психологическая природа слухов?
2. Приведите известную вам классификацию слухов. Какие каналы распространения слухов вам известны?
3. Опишите трансформации сообщения во время передачи слухов (нивелировка, выпячивание, ассимиляция, рационализация, подгонка под стереотип и т.п.).
4. В чем заключается эффект семантической фасцинации?
5. Какие психологические процессы и состояния в наибольшей степени задействованы при формировании, распространении и угасании слухов?
6. Раскройте природу предрассудков, дайте их классификацию, выявите их причины, покажите место и роль в общественной жизни.
7. Покажите взаимосвязь предрассудков и слухов на конкретных примерах.
8. Покажите место и роль СМИ в механизме порождения и распространения слухов и предрассудков на конкретных примерах.
9. Опишите способы борьбы со слухами и предрассудками (привести 2-3 конкретных примера).
10. Проанализируйте социально-психологическую природу паники, которая зачастую возникает на основе слухов и предрассудков (2-3 стр.)
Темы рефератов
1. Слухи как социальное явление.
2. Общие тенденции в трансформации слуха при его циркуляции в социальной среде (сглаживание, заострение и адаптация).
3. Средства противодействия распространению слухов (как стихийному, так и умышленному).
4. Роль юмора в развенчании слухов.
5. Роль СМИ в распространении слухов.
Основная литература
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - Киев. 2001. - С.393-401 (анализ слухов).
Тенденции развития массовых информационных процессов. - М., 1991.
Щербаков Н. Психология предрассудка // Новый мир. 1996. №9. С 187-205.
Шерковин Ю. А. Слухи: их возникновение и разоблачение. // Слово лектора, 1981, № 11, С. 48-52.
3. Чалдини Р. Психология влияния. - Спб., 1999.
Дополнительная литература
Дубинин Б.В., Толстых А.В. Феноменальный мир слухов // Социс. 1995. №1.
Латыпов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. №1.
Слухи и сплетни. Руководство по эксплуатации // Профиль. 1997. №3.
Социальные технологии: Толковый словарь. - М.-Белгород, 1995.
Хлопьев А.Т. Кривые толки России // Социс. 1995. № 1.
Знаков В.В. Психология понимания правды. - Спб., 1999.
Канетти Э. Массы и власть. - М., 1996.