Обработка и интерпретация результатов. Шкала «Эмоциональная осведомленность» – пункты 1, 2,4, 17, 19, 25
Ключ
Шкала «Эмоциональная осведомленность» – пункты 1, 2,4, 17, 19, 25. Шкала «Управление своими эмоциями» – – пункты 3,7,8, 10, 18,30. Шкала -»Самомотивация» – пункты 5,6,13,14,16,22.
Шкала «Эмпатия» – пункты- 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
14 и более – высокий
8–13 – средний
7 и менее – низкий
Интегративный уровень эмоционального интеллекта, с учетом доминирующего знака, определяется по следующим количественным показателям:
70 и более – высокий
40–69 – средний
39 и менее – низкий.
Диагностика эмоциональной направленности личности
ИНСТРУКЦИЯ: Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений (пропущенные номера поставьте сами по указанному образцу) соответствующие им баллы ответов. Ответы оцениваются по шкале:
«безусловно, да» – 2 балла
«пожалуй, да» – 1 балл
«пожалуй, нет» – 0 баллов
«безусловно, нет»- минус 2 балла
- Я часто беспокоюсь за близких друзей.
- Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
- Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.
- Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
- Я люблю острые ощущения.
- Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.
- Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.
- Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.
- Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
- Люблю заниматься коллекционированием.
- Хочу приносить людям радость и счастье.
- Для меня важно одобрение окружающих.
- Приятно чувствовать превосходство над соперниками.
- Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
- Охотно иду на риск.
- Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
- Люблю разбираться в причинах событий, явлений.
- Я могу прийти в восторг от красоты природы.
- Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
- Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
- Я всегда жалею неудачников.
- Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.
- Я могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.
- Приятно чувствовать, что день прошел недаром.
- Я человек решительный.
- Люблю все таинственное и необычное.
- Стремлюсь приводить свои знания в систему.
- Произведение искусства может тронуть меня до слез.
- Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.
- Люблю делать покупки.
- Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.
- Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.
- Я самолюбив(а).
- Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.
- Я люблю преодолевать опасности.
- Иногда меня тянет вдаль.
- Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
- Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
- Я склон(на)ен к лени.
- Я люблю рассматривать свою коллекцию.
- Я стремлюсь помогать людям.
- Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.
- Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.
- Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
- Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.
- Я люблю мечтать.
- Самое приятное переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
- Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
- Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.
- Я охотно расстаюсь со своими вещами.
Матрица
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12....... 20
21 22....... 30
31 32....... 40
41 42....... 50
___________________________________
I II III IV V VI VII VIII IX X
I | Альтруистическая направленность | 1,11,21,31,41 |
II | Коммуникативная направленность | 2,12,22,22,32,42 |
III | Глористическая направленность – на самоутверждение | 3 … 43 |
IV | Практическая направленность – радость от процесса работы | 4 …44 |
V | Пугностическая направленность – удовлетворение от преодоления опасности | 5… 45 |
VI | Романтическая направленность | 6 … 46 |
VII | Гностическая направленность | 7 …47 |
VIII | Эстетическая направленность | 8 … 48 |
IX | Гедонистическая направленность – на удовольствия | 9…49 |
X | Акхизитивная направленность – на коллекционирование, накопление | 10 … 50 |
Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)
Назначение теста
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева.
Инструкция к тесту
На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.
Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.
Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.
· Полностью согласен.
· Согласен.
· Не согласен.
Тестовый материал
1. Позволяю себе поделиться переживанием с другом.
2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.
5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.
13. Больше времени, чем обычно, провожу один.
14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.
15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.
16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.
17. Обдумываю про себя план действий.
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.
20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.
21. Избегаю общения с людьми.
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.
23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.
24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.
25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.
26. Сплю больше обычного.
27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.
28. Представляю себя героем книг или кино.
29. Пытаюсь решить проблему.
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
31. Принимаю помощь от друга или родственника.
32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.
Ключ к тесту
· Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.
· Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
· Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:
· Ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла.
· Ответ «Согласен» в 2 балла.
· Ответ «Не согласен» в 1 балл.
Нормы для оценки результатов теста:
Уровень | Разрешение проблем | Поиск социальной поддержки | Избегание проблем |
Очень низкий | < 16 | < 13 | < 15 |
Низкий | 17 – 21 | 14 – 18 | 16 – 23 |
Средний | 22 – 30 | 19 – 28 | 24 – 26 |
Высокий | > 31 | > 29 | > 27 |
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ
Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______
О + | обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 – | непривлекательный | |
С – | слабый | 3 2 1 0 1 2 3 + | сильный | |
А + | разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 – | молчаливый | |
О – | безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 + | добросовестный | |
С + | упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 – | уступчивый | |
А – | замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 + | открытый | |
О + | добрый | 3 2 1 0 1 2 3 – | эгоистичный | |
С – | зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 + | независимый | |
А + | деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 – | пассивный | |
О – | черствый | 3 2 1 0 1 2 3 + | отзывчивый | |
С + | решительный | 3 2 1 0 1 2 3 – | нерешительный | |
А – | вялый | 3 2 1 0 1 2 3 + | энергичный | |
О + | справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 – | несправедливый | |
С – | расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 + | напряженный | |
А + | суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 – | спокойный | |
О – | враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 + | дружелюбный | |
С + | уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 – | неуверенный | |
А – | нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 + | общительный | |
О + | честный | 3 2 1 0 1 2 3 – | неискренний | |
С – | несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 + | самостоятельный | |
А + | раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 – | невозмутимый |
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования – подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.