Типологические особенности процесса эмоциональной саморегуляции эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых спортсменов.
эмоциональная устойчивость, с одной стороны,— результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой — системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности; эмоции выполняют относительно самостоятельные функции в системе саморегуляции. Они участвуют в поиске закономерностей вероятностного ряда предметных ситуаций, в расчленении и интеграции экстремальных условий деятельности, в осуществлении упреждающего планирования, образовании автономности и оперативности напряженного действия, свертывании рационального уровня регулирования. Процесс эмоциональной саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты интегративные успехи — неуспехи осуществленных ранее попыток. Эмоциональный опыт имеет определенное содержание, зависящее от уровня профессиональной подготовленности человека; В основе различий высокого и низкого уровней эмоциональной устойчивостилежит различие в функционировании систем эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности. одна из основных задач повышения эмоциональной устойчивостидолжна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в «живую» пристрастную деятельность.Целенаправленному формированию должно предшествовать усвоение знаний о целостном процессе саморегуляции напряженной деятельности, об отдельных его звеньях и связях между ними; эмоциональные механизмы,реализующие процесс саморегуляции или же его отдельные звенья, должны формироваться в результате анализа реальных напряженных обстоятельств, благодаря которым они становятся необходимыми; человек должен научиться конкретизировать ведущую переживаемую цельв системе производных эмоциональных характеристик, проявляющихся в таком единстве, которое обеспечивало бы гибкие переходы от цели к результату и наоборот.
12.Мотивационная сфера спортсмена и особенности её развития в спорте.Мотивация как психическое явление трактуется по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение; как совокупность мотивов; как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Эстринсивная и интринсивная мотивация • мотивация и мотивы всегда внутренне обусловленны, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами.Положительная и отрицательная мотивация • важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности — с одной стороны, и в необходимости — с другой. В случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влечения возникают положительные эмоциональные переживания, в случае же планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания.
13. Динамика мотивов спортивной деятельности на этапах многолетней подготовки, в соревновательном и тренировочном периоде.Тренировочный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов, продолжается, в зависимости от видов спорта, в течение 15-20 лет. На протяжении всего периода многолетней подготовки постоянно меняются задачи, средства и методы тренировки, соотношение объема и интенсивности. Все эти параметры тренировочного процесса зависят от анатомо-физиологических и возрастных особенностей занимающихся, продолжительности систематической подготовки для достижения наивысших спортивных результатов, от этапов подготовки, принятых в виде спорта. Разными авторами структура многолетнего процесса рассматривается по-разному. В.Н. Платонов (1986) классифицирует многолетнюю подготовку спортсменов на пять этапов:
1)начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений.
1. Этап предварительной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, устранение индивидуальных недостатков физического развития, приобретение большого числа двигательных способностей – основы освоения в будущем спортивной техники. Одна из главенствующих задач, стоящих перед тренером – формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям спортом и мотивации на достижение наивысших результатов в спорте. Используются самые разнообразные средства из различных видов спорта с включением подвижных игр и эстафет, от творчества и изобретательности тренера зависит интерес у занимающихся спортом и сохранение постоянного состава занимающихся в группах начальной подготовки. От того, насколько интересно тренер будет рассказывать занимающимся о жизни великих спортсменов, будет формироваться мотивационная установка на достижение самых высоких результатов в спорте, желание походить во всем на своих кумиров, подражать им в спорте и в жизни, и в том числе тренеру, который должен быть образцом для спортсменов. 2. Этап начальной спортивной специализации. Продолжается разностороннее развитие физических возможностей, приобретение как можно большего числа двигательных навыков. В тренировочный процесс включаются средства специальной направленности, в основном на развитие специальной физической подготовки. Очень важно иметь многоборную направленность специальных средств – как основу для дальнейшего выбора узкой специализации. Объем специальных упражнений дается в небольшом количестве, так как задача достижения спортивного результата на этом этапе не ставится. Тренировочные нагрузки гликолитического воздействия не целесообразны и даже вредны. 3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта. На этом этапе подготовка становится все более специализированной, упражнения из смежных видов спорта используются чаще всего как средства, улучшающие восстановление, и для психологической разгрузки. Ставится задача достижения спортивных результатов. Наиболее способные в этом возрасте выполняют нормативы мастеров спорта. Спортсмен определяется с выбором более узкой специализации (спринтер, стайер). Содержание тренировочной работы должно соответствовать содержанию соревновательной направленности, совершенствуется спортивная техника и тактика.
14.Гендерные различия мотивов занятий спортом. Гендерный аспект мотивации достижения входит в число достаточно интересных и мало изученных проблем спортивной психологии. Это объясняется вполне объективными фактами, такими как увеличение численности женщин – участниц соревнований. Тем не менее, немногочисленные исследования показывают, что традиционно существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Перваясостоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая- что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья- мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности (Н. В. Ходырева). представленных ниже исследованиях будут показаны все три подхода. В исследованиях Д. Спенса и Р. Хельмрайха изучался мотив достижения в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. В ходе исследования было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин -
мотивация совершенствования и соревнования. В других выборках (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов. Иными словами у женщин более выражено стремление к достижению результата, а у мужчин – совершенствование.
Анализ половых различий в предпочтении мотивов продолжения занятий спортом приводит к выводу о направленности девочек на подчеркивание своей индивидуальности.Эти данные могут объясняться, тем, что практикуемый ими вид спорта не похож на то, чем обычно занимаются девочки; и из-за малочисленности женского состава в секции восточных единоборств они сталкиваются с привлечением к себе внимания окружающих.
У спортсменов мужского пола продолжению занятий сопутствует установка на достижение результата.Когда мальчик попадает в истинно мужской вид спорта, то это соответствует его гендерной роли и не вызывает удивления, поэтому одним присутствием на занятиях не проявить индивидуальности, на тебя обратят внимание, только в случае достижения определенного уровня спортивного мастерства. Как следствие этого достижения -подчеркивание в себе «мужского».
15.Структура спортивной деятельности.Деятельность— активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. В самом общем смысле деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность меняет и преобразует действующего индивида. Всеобщая структура деятельности включает, в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.Целесообразный характер деятельности приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание,понимаемое в самом широком смысле не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей). С точки зрения характеристики всеобщей структуры деятельности имеет смысл так называемый методологический принцип единства сознания и деятельности. В приводимых ниже схемах деятельности как раз переменными являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы.
16. Основные подходы к структуре деятельности в спортивной психологии.Иследователи рассматривают структуру деятельности как совокупность операций (техническая подготовка), действий (технико – тактическая подготовка), а также поведенческих комплексов (тактическая подготовка). Одной из наиболее популярных концепций спортивной деятельности является концепция Н. Н. Стамбуловой. Ее был предложен общий подход в определении психологической структуры спортивной деятельности, в котором выделяется три блока: мотивация, средства и результаты деятельности. «…мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. «…потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения». «Мотив, - продолжает она далее, — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. В этой конкуренции обычно побеждают мотивы, отражающие доступность для человека определенного вида деятельности (наличие условий) и его представления о собственных способностях к ней.
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности. Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом
деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения результата.
17.Психологические аспекты отбора в спорте– исследование и оценка спортивно важных качеств, индивидуальных и личностных особенностей, готовности спортсменов к соревнованиям. Основными направлениями психодиагностики являются:
- Индивидуально-психологические особенности спортсмена; -Социально-психологические характеристики личности спортсмена и команды;- Психические состояния спортсмена; - Способности к самоконтролю и самоуправлению состояниями. Общие принципы спортивной диагностики:- комплексный характер; - оперативность диагностических процедур;- прогностичность и прикладность результатов исследований; - корректность использования психодиагностической информации; -непрерывность и преемственность психодиагностики на всех этапах спортивной карьеры.Основной метод психодиагностики – тестирование.Достоверность результатов тестирования: освидетельствование тестов по требованиям психометрии. Параметры:надёжность, валидность, стандартизация, практичность, прогностическая ценность.
Спортивная карьера, её особенности.
18. Спортивная карьера, её особенности. Спортивная карьера начинается очень рано, еще в дошкольном детстве, и заканчивается также рано по меркам профессий, не имеющих отношения к спорту. спортивная карьера (СК)– это многолетняя деятельность спортсмена, предполагающая достижение высоких результатов, в соответствии с целями и задачами конкретного этапа многолетней профессионализации спортсмена.
Пофессиональная спортивная карьера представляет собой многолетнюю спортивную деятельность, направленную на демонстрацию высоких спортивных достижений и постоянное спортивное совершенствование. Спортивная деятельность достаточно сложна и осуществляется в экстремальных условиях соревновательного характера. Овладение спортивной деятельностью (профессионализация) происходит на протяжении всей спортивной карьеры. Это процесс длительный и многоэтапный.
Начало исследований карьеры было положено еще Б. Г. Ананьевым. Он полагал, что любая карьера состоит из четырех этапов: подготовка, старт, кульминация и финиш. «подготовка» включает выбор профессии и базовое профессиональное обучение – юношеский возраст и ранняя взрослость; «старт» – начало собственно трудовой деятельности и адаптацию к профессии от 23 до 30 лет; «кульминация» – этап самых высоких достижений в профессии, отражающихся в социальном статусе личности – от 30 до 45-50 лет; «финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адаптацией – от 50 до 60-65 лет.
19.Стресс и эмоциональное выгорание спортсменов: причины и последствия. В отечественной психологии к проблеме эмоционального выгорания обратились гораздо позже. В 1990-х годах проблема профессионального выгорания стала предметом активных исследований. Главная причина эмоционального выгорания - конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия. Симптомы эмоционального выгорания могут возникнуть у обычных людей, без каких бы то ни было патологических проблем. Это реакция не на острый, а на хронический стресс. К. Маслач разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.
•усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница.
• работа становится все тяжелее, а способность выполнять ослабевает; работник рано приходит на работу и остается надолго; чувство всемогущества (власти над судьбой клиента, пациента); неспособность принимать решения; дистанционирование от клиентов, пациентов и стремление к дистанционированию от коллег; завышенное чувство ответственности за пациентов; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
• ощущения фрустрации, беспомощности и безнадежности; чувство беспокойства; ощущение скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство не востребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; подозрительность; ригидность; общая негативная установка на жизненные перспективы.
20.Гендерные различия мужчин и женщин, занимающихся спортом.Н. Б. Стамбулова (1999), исследуя различия спортивной карьеры мужчин и женщин установила, что для женщин, по сравнению с мужчинами, характерны более раннее ее начало, достижение кульминации и прекращение активными занятиями спортом. Спортивная карьера у женщин короче, чем у мужчин. Женщины раньше начинают воспринимать спорт серьезно, пытаясь достичь определенных целей. Они больше озабочены отсутствием стабильности в выступлениях, распределением сил на весь соревновательный сезон и психологической подготовкой к стартам. Они больше уделяют внимания формированию индивидуального стиля деятельности. Отношения с тренером для них субъективно важнее, чем отношения с подругами по команде. Женщины более успешно сочетают занятия спортом с другими видами деятельности, в частности с учебой, более оптимистично относятся к окончанию своей спортивной карьеры, быстрее адаптируются к новой жизни после ухода из спорта. Мужчины приходят в спорт позднее, дольше воспринимают занятия спортом как развлечение или игру. Они чаще пробуют себя в разных видах спорта, пока не остановятся на каком-то конкретном спортивном занятии. Мужчины лучше ладят с тренером, но отношения с товарищами по команде оказываются для них все-таки важнее. В то же время они больше ориентированы на успех в спорте и ради этого сильнее ограничивают себя в других сферах жизни, особенно на этапах кульминации и финиша спортивной карьеры. После ухода из спорта к новой жизни адаптируются труднее, чем женщины.
21. Спортивное мастерство женщин и мужчин.Спортивная специализация может накладывать некоторый отпечаток на мотивацию спортсменов разного пола. Сравнительный анализ показателей мотивов спортивной деятельности у мужчин и женщин, занимающихся маскулинными видами спорта, свидетельствует о том, что для них характерно очень большое сходство. Единственно, где сохраняется больший приоритет для мужчин - показатель материальные блага, а для женщин – показатель общение. По отношению к общей выборке спортсменов мужского пола, у занимающихся маскулинными видами мужчин наблюдается несколько более высокая выраженность мотивов общения, познания, улучшения самочувствия, получения эмоций от соревновательной борьбы, приобретения полезного опыта, потребность в славе и сниженная - развития характера, потребность в одобрении, в коллективизме. Общий уровень мотивации у них несколько вышеЖенщины, занимающиеся маскулинными видами спорта, отличаются от прочих спортсменок более высокой выраженностью мотивов: ориентации на материальные блага, развития характера, получения острых переживаний, потребности в славе и низкой - мотивацией общения, физического самосовершенствования, потребности в одобрении, коллективизме. Спортсмены, занимающиеся маскулинными видами спорта, обладают более высоким «мотивационным зарядом» к данной деятельности. В группе феминных видов спорта не только сохраняются все различия, характерные для мужской и женской выборки спортсменов в целом Для спортсменок данных спортивных специализаций характерна более высокая мотивация на приобретение полезного опыта посредством занятий спортом.Женщины, занимающиеся феминными видами спорта, отличаются от прочих спортсменок большей мотивацией общения, познания, значимостью материальных благ, физического совершенства, получения эстетического удовольствия от спорта, приобретения полезного опыта, коллективизма и общей спортивной мотивацией Спортивная специализация накладывает отпечаток на половую дифференциацию спортсменов в сфере мотивации спортивной деятельности, причем существенной переменной, способствующей формированию мотивов занятий спортом, является спортивная специализация. Маскулинные виды спорта способствуют формированию «мужской» модели мотивации у спортсменов обоего пола.
22.Психологические особенности деятельности тренеров. Профессиональная деятельность тренера является весьма специфичной профессиональной деятельностью. К особенностям, определяющим специфику деятельность тренера, относят следующее:1. У тренера сильнее, чем у учителя физической культуры, выражена его спортивная специализация. 2. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников. 3. у тренера - неограниченный объем учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в вокресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. В среднем тренеры работают гораздо больше, чем это предусмотрено. 3.Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел из школы. 5. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников. 6. Постоянная объективизация спортивных результатов в определенной степени не позволяет тренеру сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки. 7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке, это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. 8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме. Для этого есть три причины: во-первых, спортивный вид тренера является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, в некоторых видах спорта тренеру иногда самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной элемент при его разучивании, демонстрационные умения.
23.Психологическое сопровождение спортивной деятельности является важным современным компонентом в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную и соревновательную деятельность и способствует развитию не только мастерства и физических качеств спортсмена, но и формированию деятельностно обусловленных субъектных свойств личности.
Психологическую помощьрассматривают двупланово: в широком и узком смысле этого понятия. В широком смыслепсихологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смыслепсихологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи. Психологическое сопровождениеявляется более широким понятием, чем психологическая подготовка. Психологическое сопровождение в спорте означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.
Психологическое сопровождение в спорте – это комплексная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: психологическую подготовку, психологическую готовность и подготовленность.
24.Цели, задачи и формы психологического сопровождения в спорте— полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе.
Задачи обеспечения психологического сопровождения спортивной деятельности.
•Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте) 1. •Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте) 2. •Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализированные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями) 3. •Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности)
•Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспорттраммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция)
Постоянное сопровождение •работа психолога на всех этапах подготовки
Этапное сопровождение •работа психолога в "ключевые периоды подготовки"
Ситуацивное сопровождение •привлечение психолога в случае необходимости
25.Условия эффективного психологического сопровождения. Среди форм организации психологического сопровождения можно выделить три варианта: постоянное, этапное и ситуативное сопровождение. В постоянном сопровождении психолог работает с командой или отдельным спортсменом на всех этапах подготовки, этапное предусматривает непосредственную работу психолога с командой в запланированные периоды подготовки, а ситуативное сопровождение предполагает привлечение психолога только в случае необходимости. К другим преимуществам этапной формы психологического сопровождения следует отнести такие возможности: привлечение специалистов на местах проживания спортсменов; распределение работы среди группы специалистов; коллегиальность в решении проблемных ситуаций; долгосрочное планирование психологической подготовки. В сборные команды попадают спортсмены из различных регионов страны, и нередко первое взаимодействие с психологом происходит у спортсмена в условиях учебно-тренировочного сбора . Доступнее становится дистанционный контакт спортсмена и психолога - по мобильному телефону, электронной почте. Другой формой организации постоянного психологического сопровождения выступает создание постоянно действующих психологических кабинетов в Центрах олимпийской подготовки и на спортивных базах. Такой кабинет может быть оборудован всем необходимым для работы психолога, которые приезжают на УТС со своими спортсменами, что позволит использовать как портативные устройства, так и стационарное оборудование. Основными видами деятельности спортивного психолога в процессе психологической подготовки являются следующие: оценка текущего уровня психологической подготовленности; разработка индивидуальной программы воздействий; организация обратной связи о состоянии; применение при необходимости дополнительных мероприятий; создание адекватного психического состояния; управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях; компенсация негативных последствий. Спортивный психолог, как и любой специалист, имеет свои предпочтения в средствах и методах работы, что делает его работу на отдельных этапах подготовки более эффективной, чем на других. Эффективного психологического сопровождения можно выделить: 1) творческое взаимодействие с тренером и психологами на всех этапах подготовки; 2) специализацию психологов и объединение их в комплексные бригады; 3) долгосрочное планирование и системность психологической подготовки.
26.Роль практического психолога в спорте. Уровень развития современного спорта предусматривает необходимость психологического сопровождения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Часто физически и технически хорошо подготовленные спортсмены проигрывают только по причине плохой психологической подготовки. Любой квалифицированный тренер более-менее знаком с психологией. Иногда тренер инстинктивно выполняет роль спортивного психолога. Но все-таки он работает на результат команды. Для тренера главное – голы, очки, секунды, скорость… И в погоне за высоким спортивным результатом психологические проблемы спортсменов часто отходят на второй план. А возникают они постоянно, особенно если речь идет о спорте высших достижений, где неизбежны постоянные стрессы. Помощь психолога в такой ситуации оказывается просто необходимой. Практика также показывает, что не только спортсмен нуждается в психологической помощи, но и сам тренер. Недооценка значимости такого вида работы в профессиональной деятельности психолога часто приводит к поражениям на международных соревнованиях. Задачами спортивного психолога являются: -проведение психологического исследования; - разработка индивидуальной программы мотивации для профессионального спортсмена; Роль спортивного психолога в развитии детско-юношеского спорта - помощь спортсмену в обретении уверенности в себе; -помощь спортсмену в улучшении результатов, повышении ответственности за общий результат и эффективность команды;- снятие излишнего волнения спортсмена перед выступлением; - разработка релаксационных методов для восстановления психической и физической формы после игры, а также после травмы; -адаптация новых игроков в команде.
27.Основные виды деятельности спортивного психолога. Деятельность спортивного психолога является весьма многогранной, однако в целом можно выделить два основных направления в его работе: образовательную и консультативную.. В реализации обоих направлений в своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий. Определение целей предполагает не только подбор соответствующего материала, содержания для их выполнения, но и этап сближения со спортсменами, командой. Существует устойчивое мнение, что для получения достоверной информации о спортсмене или команде, возможности эффективного внесения изменений в их деятельность спортивный психолог должен быть не кратковременным визитером, а полноценным членом тренерского коллектива. Методы объективного оценивания беспристрастны, непосредственно созданы для диагностики спортивной деятельности, позволяют экономить время и усилия. Однако их ограничением являются неприятие спортсменами, недостаточная валидность и связь результатов по тем или иным тестам, опросникам с реальными спортивными достижениями, а также фрагментарность получаемой информации. Получаемые данные могут помочь не только спортивному психологу понять спортсмена, но и спортсмену понять себя.
28.Психогигиена и психорегуляция в спорте. Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем. Конкурирующую систему называют субдоминантной. Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции. В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции. Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Он выделяет две группы методов: гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – гипноз); ауторегуляционные (это методы саморегуляции).
29 Модель психорегуляции в структуре многолетней тренировки. Под психорегуляцией понимается система мероприятий, направленных на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности. Психорегуляция в научно-методической литературе представляется важной категорией системы психологической подготовки спортсменов и рассматривается в нескольких аспектах. Первый аспект психорегуляции заключается в понимании ее как способности регулировать свое психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов. Второй аспект психорегуляции заключается в понимании ее как деятельности спортсмена по овладению средствами и приемами психорегуляции и их использованию в тренировочной и соревновательной деятельности с той или иной целью. Третий аспект психорегуляции заключается в понимании ее как системы средств, используемых спортсменами и тренерами в процессе спортивной подготовки. Многообразие спортивной деятельности и ее структура определяет содержание и назначение психорегуляции. В каждом виде спорта психорегуляция имеет свою специфику, содержание, назначение. Спортивная деятельность включает две, существенно различающиеся друг от друга части, тренировочную и соревновательную. На тренировочных занятиях осваиваются приемы, средства психорегуляции. На соревнованиях осуществляется реализация психорегуляции (способности, средств) с целью формирования и сохранения оптимального предстартового и стартового состояний спортсмена, содействия проявлению накопленных на тренировках физического и технического потенциалов спортсмена. В годичном цикле спортивной тренировки, включающем подготовительный, соревновательный, переходный периоды, содержание и назначение психорегуляции определяется задачами конкретного периода. В подготовительном периоде основная задача сводится к развитию и совершенствованию способности к психорегуляции, овладению средствами, приемами, методами. В соревновательном периоде осуществляется реализация саморегуляции с целью успешного выступления спортсмена. В переходный период психорегуляция используется для восстановления психической работоспособности спортсмена. В содержание работы по психорегуляции входит также развитие и совершенствование у спортсменов способности к психорегуляции на этапах многолетнего тренировочного процесса.
30. Методы психорегуляции: гетерорегуляционные, ауторегуляционные; вербальные, невербальные. Он выделяет две группы методов: гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – гипноз); ауторегуляционные (это методы саморегуляции). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции. Методы гетерорегуляции Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии). Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения). Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния. Приказ – наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким. Рациональное внушение – это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи: логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность; устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность; выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.
31. Работа с различными психическими состояниями: утомления, фрустрация, напряжение. УтомлениеПроцесс развития утомления протекает сложно: сначала спортсмен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических явлений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая работоспособность, апатия, различные функциональные расстройства (головные боли, боли в сердце, вегетососудистая дистония). Избыточное нервно-психическое напряжениеИзбыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования. Кроме того, достаточно рациональный метод – это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фактора. Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно. ФрустрацияСостояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Оно может выступать и как самостоятельный феномен. Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя: логический анализ ситуации; выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты; составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны