Семинар-практикум. Личностно-групповое общение
Проблемы для обсуждения и тренингов:
1. Индивидуальность в общении. Проявление, учет, воздействие:
- индивидуально-психологические особенности;
- мотивация и динамика в общении;
- напряженность, социальность в общении;
- направленность и ангажированность в общении.
2. Статусно-ролевые компоненты и их проявление в общении.
3. Проблемы перцепции и референтности общения в группе.
4. Межличностное влияние и воздействие.
5. Формальное и неформальное общение.
6. Подражание и заражение в межличностном и групповом общении.
7. Групповая идентификация и субкультура группы, их воздействие.
8. Проблема языка, средств коммуникации и невербальности.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. — Челябинск, 2007.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1993.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб., 2001.
Семинар-практикум. Анализ и диагностика конфликта
Проблемы и задания.
Теоретическая часть. Конфликт, его основы, структура, динамика. Эскалация конфликта и его завершение.
Практически-прикладная часть.
1. Исследование основ, факторов и проявлений конфликтности индивида, личности:
- психогенная конфликтность;
- ситуативная конфликтность;
- конфликтность поведения, общения и взаимодействия;
2. Осуществление экспертизы конфликтов:
- личностного уровня;
- уровня малой группы и референтных;
- групповых и межгрупповых;
- внешнемотивированных.
Литература для подготовки.
Анцупов А. Конфликтология. М., 2011.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. — М., 2001.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
5. Деловая игра «Полемика». Спор, дискуссия, полемика в общении.
Деловая игра проводится в форме отработки кейс-заданий заранее выделенными малыми группами в составе 3 - 4 студентов. Впоследствии руководители групп докладывают замысел и проводят апробацию решений по своей проблеме, для чего привлекается вся учебная группа, часть студентов, либо группа выступает активным «фоном» спора. Кроме того, выделяется экспертная группа, подводящая квалифицированные итоги.
Примечание: проблематика кейс-заданий может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.
Кейс-задание 1 «Налоги».Обсуждение проблемы налогообложения.В России принята плоскостная шкала налогообложения, по которой все участники гражданских правоотношений выплачивают 13 % от всех видов доходов, вне зависимости от их суммы. Такой подход постоянно вызывает достаточно противоречивое отношение к нему со стороны предпринимателей и населения.
Подготовить и провести обсуждение проблемы, с представлением альтернативных мнений и аргументов сторонников и противников подобной политики в сфере налогообложения.
Кейс-задание 2. Принципиальный спор «Жилищная реформа».В Российской Федерации продолжается жилищная реформа, связанная с приватизацией жилья, разгосударствлением системы коммунального обслуживания, формированием товариществ собственников жилья и переходом к накопительной системе проведения капитального ремонта домов, с участием населения. Реформа продолжается достаточно длительное время, и пока результаты ее противоречивые, начиная от самой приватизации и заканчивая отношениями с руководством ТСЖ и управляющими компаниями. Особое беспокойство вызывает тенденция к коррупционным проявлениям в этой сфере.
Подготовить и провести полемику по указанному кругу проблем.
Кейс-задание 3. Полемика «История и память».Принципиальный спор-полемика по поводу ценностей. 7 ноября 2012 года исполнилось 95 лет со дня Великой Октябрьской революции. Это событие по прошествии целой эпохи, с ним непосредственно связанной и сказавшейся на судьбах практически всех россиян и людей бывшего СССР, воспринимается неоднозначно: от безоговорочного принятия и сожаления в связи с прекращением исторического развития в данном направлении, сохранения ценностей и памяти; до неприятия и утверждения, что «ничего исторического на деле не было» или «семидесятилетнего пути в никуда» и пожелания устранить «историческую ошибку».
Разбить выделенную группу на сторонников, противников и представителей «третьей стороны». Провести полемику. Попытаться свести воедино оценки и выработать компромиссное решение.
Кейс-задание 4. Дискуссия по поводу внешнего «раздражителя». В США в ноябре 2012 года завершились очередные выборы президента страны. На них победил кандидат от демократов, действующий президент. Другой кандидат проиграл незначительно. Разделить группуна сторонников перемен, в том числе и в связи с несостоявшимся избранием, конкурента победившего президента, усиления роли государства; и сторонников сохранения курса США в ходе второго президентского срока действующего президента. Что хорошего и что плохого для России в том и во втором вариантах?
Выделить группу, разбив ее на сторонников действующего президента и. Провести дискуссию, свести воедино позиции и выработать компромиссное решение, либо ограничиться аргументацией и фактом самой дискуссии.
Кейс-задание 5. «Спор «фанатов». Футбол в России в настоящее время построен по «стандартам» европейского, для которого нормой является привлечение иностранных легионеров, футболистов и тренеров и следование законам бизнеса. Болельщики, в прежнем привычном для старших поколений россиян значении, заменяются клубами «фанатов», группами поддержки, а сам футбол становится не формой привлечения к здоровому образу жизни, а зрелищем, шоу. Однако при этом, в отличие от западных образцов, спонсирование футбольных команд в России ведется при активном участии государства и его должностных лиц, с использованием «административного ресурса» по отношению к крупному и среднему бизнесу для выделения ими необходимых средств на трансферты и содержание игроков и тренеров. В итоге «игра миллионов» превращается в разновидность предпринимательства, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и коррупционного оттенка. Что для нас важно: и дальше втягиваться в «мировой футбол» с его покупкой игроков и тренеров и следованием «законам жанра», или все же налаживать собственную тренерскую и спортивную работу, особенно в преддверии проведения чемпионата Европы в своей стране и необходимости создания сборной из россиян?
Провести спор, приведя его к одному или сходному мнению. Активная группа «задает» направленность и темп спора, в котором участвует вся учебная группа.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996.
Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. — СПб.: Лань, 1996.
6. Деловая игра-практикум. «Воздействие». Технологии эффективного воздействия в общении
Практикум проводится в интерактивной форме. Студенты выбирают кейс-задания и в течение определенного времени готовят альтернативные варианты технологического обеспечения эффективного воздействия, открытого или скрытого характера. При этом используются социокультурные, нормативные, процедурные, психологические методы воздействия, применяются технологии рекламистики и брендинга, приемы и средства системы «паблик-рилейшнз», внушение, кодирование, методы управляемого поведения, психоанализа и другие.
Обязательное условие: соотнесение предложенных форм и приемов воздействия с правом. Для этого выделяются малые группы или подготовленные студенты. Они участвуют в работе основной группы по типу супервизии, присутствуют на всех этапах выбора и отработки технологий и выводят суждение в форме арбитража или консалтинга.
Примечание: проблематика кейс-заданий и позиций может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.
Кейс-задание 1. В России наблюдается тенденция изменения правового и экономического статуса собственников жилья, покупающих его по системе ипотечного кредитования. Напомним, что при такой системе, кажем, группа компаний «Мортон» представляет жилье в ипотечный кредит, когда средства выделяет банк «ВТБ-24». Семья заселяется в приобретаемое жилье и выплачивает кредит в течение длительного срока, с соответствующими процентами. До окончательного расчета квартира остается собственностью банка, и при несвоевременной уплате взносов может быть отчуждена от проживающих в ней. В настоящее время банк заключает с будущим собственником договор залога,расширяющий права последнего, однако обязывающий его платить планируемый государством к введению с 2013 года достаточно внушительный налог на собственность, вместо банка.Таким образом, объем платежей увеличивается, хотя риски, связанные с ипотекой, и прежние платежи остаются. Ситуация неоднозначно может быть воспринята населением и, в особенности, - потенциальными собственниками жилья.
Позиция А. Сформулировать рекламную кампанию банка «ВТБ-24» по сохранению своей привлекательности и привлечению к ипотеке новых покупателей жилья, в рамках системы «Паблик-рилейшнз».
Позиция Б. Выработать приемы и способы обеспечения поддержки населением вводимого государством налога. Предложения осуществить в форме рекламистики.
Позиция В. Отработать технологии скрытого воздействия для обеспечения внутренне устойчивого психического состояния граждан, осознающих неизбежные потери и риски.
Кейс-задание 2.Ноябрь 2012 года для России ознаменовался коррупционными скандалами, связанными с реформой Вооруженных Сил, введением системы «ГЛОНАСС», строительством объектов к саммиту осени 2012 во Владивостоке. Стране нанесен колоссальный материальный и моральный ущерб. Очевидно, что выявленные факты являют собой только верхушку «айсберга» и не отражают истинный уровень коррупции. Кроме того, в общественном мнении может измениться отношение не только к государству и власти, но и к самим преобразованиям экономического, социального и политического свойства. К чести государства, проведены кадровые санкции, начаты расследования. Работа продолжается.
Позиция 1. Вам предстоит задача сохранить позитивное отношение населения и доверие к государству и власти в этой далеко не простой обстановке. Разработайте технологии имиджмейкерства для обеспечения поддержки гражданами мер государства и сохранения потенциала реформ.
Позиция 2. Выработать предложения по нормативному и процедурному воздействиюна представителей власти и государства, чиновников для предотвращения новых попыток и случаев коррупции в системе государственного управления.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.