Основные причины производственных травм

Существенное значение в глазах врачей имеет характер анатомического поражения. Важно и то, как последствия травмы скажутся на здоровье пострадавшего спустя много лет. С этой точки зрения очень опасными являются ушибы. Вначале они кажутся достаточно безобидными, т.к. работоспособность либо практически не нарушается, либо быстро восстанавливается, но… спустя много лет они могут привести к стойкой потере трудоспособности. Степень тяжести повреждения может быть различной и повлечь за собой либо оказание первой помощи на месте, либо обращение в лечебное учреждение, длительную нетрудоспособность, инвалидность или смерть. Хотя сама по себе травма человеческого организма представляет собой чисто медицинское явление, травма наемных работников, полученная во время или из-за выполнения ими трудовых обязанностей оказывается явлением медико-социальным, а потому принятый подход к классификации (скорее квалификации) производственных травм испытывает влияние социальных норм. С этой точки зрения из всех возможных травм выделяются производственные травмы, полученные в результате несчастного случая на производстве, который признан таким на основании проведенного расследования и который повлек за собой либо смерть работника, либо необходимость его перевода на другую работу (на срок не менее одного дня), либо временную или стойкую потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня. Все остальные травмы являются с юридической точки зрения «непроизводственными» и до известной степени охраной труда не рассматриваются. Возможность возникновения конкретной травмы (несчастного случая) зависит от характера труда или другой деятельности, характера работника или обучающегося и сочетания целого ряда других конкретных условий труда. Хотя общепринятой классификации причин травматизма в настоящее время нет, большинство специалистов выделяют три основные типа причин. Во-первых, это технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; наличие прочностных дефектов материалов и «усталости» конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и т.п. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными. К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, причины связанные с несоблюдением санитарно-гигиениче­ских норм, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибраций; неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и т. п. Во-вторых, это организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда и жизнедеятельности. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих, учебных и игровых мест; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения; нарушение норм и правил планово-преду­предительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда (обучающихся – правилам безопасного поведения при обучении и на отдыхе); недостатки в организации групповых работ; слабый надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты. В-третьих, это личностные (психологические и психофизиологические) причины, к которым условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки, приводящие к ошибочным действиям человека. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. Ребенок часто получает травму из-за невнимательности (ситуация – «заигрался»). К травме может привести несоответствие анатомо-физиоло­ги­ческих и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы. Для детей важным является их непонимание возможностей детского организма и опасности игры. Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и «случайным» совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований безопасности. По нашему мнению, в современном мире подготовленный человек все реже может попасть в непредвиденную ситуацию с «неизвестными» требованиями безопасности, но, как это не парадоксально и не печально, все чаще либо открыто нарушает правила безопасности либо своим «неразумным» поведением создает опасную ситуацию. Особенно часто это происходит с детьми. В современном сложном и опасном для человека мире сочетание безопасных по отдельности факторов может в определенных условиях привести к возникновению опасности, а связующим звеном такого сочетания является, как правило, человек, поведение которого меняется в зависимости от ситуации. Важно различать факторы, связанные с человеческим фактором (действиями непосредственного исполнителя), организацией работ (действиями совокупного исполнителя – исполнителей, специалистов и руководителей – работников работодателя) и техническими проблемами (отказами и дефектами оборудования). Впрочем, в любом случае основным виновником происшествия оказывается человек, кем бы он не был – исполнителем, специалистом по безопасности, мастером, проектировщиком, обучающимся, воспитанником, поскольку именно человек «не сделал» или «сделал не то». Подчеркнем, что, строго говоря, чисто технических причин несчастного случая просто не существует. Технический аспект – лишь промежуточный этап между неправильными действиями и их последствиями. Нельзя забывать, что безопасный труд и безопасная деятельность предполагают физическую и психологическую готовность человека действовать «по правилам» и выполнять свои функции в соответствии с требованиями безопасности, располагая достаточным уровнем грамотности и осознанной мотивации. С другой стороны, ошибка ошибке рознь. Необходимо различать «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся (привычных, стандартных) ситуациях и «случайно» возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях, от «интеллектуальных» ошибок типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных (непривычных, неординарных) ситуациях. Ошибки первого типа требуют доведенного до автоматизма «умения», а ошибки второго типа требуют теоретической подготовки и умения пользоваться «знаниями» для выбора правильного поведения в нестандартных условиях. Основные мероприятия по предупреждению производственного травматизма связаны с предотвращением трех основные типов причин травматизма: технических, организационных, личностных. Устранение технических причин связано с заменой оборудования, имеющего конструктивные недостатки и большую изношенность, постоянным мониторингом (диагностикой) технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты. Организационные причины несчастных случаев устраняют введением системы управления охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связано с подбором работников, а также с постоянным обучением, инструктированием и «воспитанием», постоянно стимулирующим грамотное (с позиции безопасности) поведение человека. Поскольку полностью устранить опасности посредством технических и организационных мероприятий не удается, то безопасность работника или ребенка будет зависеть от факторов, определяющихся их поведением. Чтобы накопленный человечеством опыт обеспечения безопасности был эффективно использован для предотвращения травматизма, работники и дети должны обладает соответствующими знаниями, а также возможностью и желанием действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность.

Поэтому работник / обучающийся должен быть максимально (достаточно) обучен и проинформирован о природе и уровнях опасностей и мерах предосторожности и поведения в критической ситуации. Кроме того, необходимо постоянно инструктировать или напоминать работникам/обучающимся (особенно детям) о необходимости следовать правилам безопасности и быть осторожными, особенно при необычных условиях проведения работ. Хотя для каждого рабочего места (или вида работ) имеются (при нормальной организации охраны труда) инструкции по охране труда, зачастую требования, изложенные в них, забываются работниками, особенно относительно низкой квалификации, или обучающимися, особенно младшего возраста. Гораздо большую роль могут и должны играть различные плакаты, предупредительные сигналы, маркировка и окраска, знаки безопасности. Многие наглядные предостережения легко включаются в последовательность выполнения рабочих операций, не требуя значительных затрат. В частности, размещенные в критических местах, предупреждающие знаки могут напоминать о необходимости, например, надеть защитную каску или перчатки. Броские и легко воспринимаемые источники информации предупреждают работников, а особенно детей, о необычных и особо опасных условиях и обстоятельствах. Это могут быть специальные сигналы, маркировка, знаки, наклейки, ярлыки, ограждения и т.д. Предупреждающие сигналы могут быть визуальными (световыми, мобильными), звуковыми (зуммеры, сирены, звонки), обонятельными (запахи), осязательными (вибрация) или кинестетическими. Некоторые из этих сигналов представляют собой проявление свойств самих материалов, возникающее при потенциально опасном контакте с ними (запах, появляющийся при открытии емкости с ацетоном). Другие – конструкционно заложены в механизмы или элементы рабочей среды (например, «мигалка» на подъемнике). Предупреждающая маркировка является способом невербального предостережения или выделения травмоопасных участков среды или аварийных средств (например, цветом: края ступеней – желтым, кнопки и рычаги аварийной остановки – красным). Таблички, указатели, барьеры, ограждения помещаются в местах повышенной опасности и часто используются, чтобы воспрепятствовать нахождению персонала и детей в определенных зонах или предостеречь от вмешательства в действие подвижных элементов оборудования с целью обслуживания, ремонта, шалости, а также при иных опасных обстоятельствах. Как это ни печально, но абсолютная безопасность принципиально не существует и существовать не может. после возникновения несчастного случая должны быть «организованы» заранее.

Наши рекомендации