Основные причины ошибок, приводящих к травмам. Классификация травм

Билет № 11

11.1.Роль, права, и функциональные обязанности каждого работника в системе управления охраной труда на предприятии. Виды планирования работ по охране труда.

Существенное значение в системе управления охраной труда имеют профсоюзы, комиссии и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Также каждый работник должен постоянно заботится о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, предупреждать случаи травматизма и заболеваний.

Для эффективной работы ОТ, каждый работник обязан:

-знать и выполнять требования ОТ;

-знать правила обращения с оборудованием и приборами;

-проходить обязательный мед.осмотр;

-сотрудничать с организацией безопасности условий труда;

-лично принимать пассивные меры по устранению произ.ситуаций, создающих угрозу.

Виды планирования работ по охране труда (ОТ):

1) перспективное планирование – выполнение наиболее важных и трудоемких работ по ОТ, д.б. указан источник финансирования и произведен расчёт;

2) текущее планирование – выполнение работ, которые определены в коллективном договоре предприятия;

3) оперативное планирование – выполнение мероприятий, которые определены в приказе по предприятию.

11.2. «Шумовой климат» в помещениях, где используется современное компьютерное оборудование, телекоммуникационные сети и различные электронные приборы. Методы защиты персонала от вредного воздействия шума.

В помещениях, где используется современное компьютерное оборудование, низкий уровень общего шума. источниками шумовых помех в таких помещениях могут стать вентиляционные установки, кондиционеры или периферийное оборудование для ПК (плоттеры, принтеры и др). Длительное воздействие этих шумов отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии персонала.

Требования к уровням шума

1) в учебных кабинетах шум не более (40-45) дБ

2) в помещениях, где работает программист – не более 50 дБ.

3) в помещениях с исследовательскими работами - не более 60 дБ.

В качестве мер по снижению шума можно предложить следующее:

- облицовка потолка и стен звукопоглощающим материалом (снижает шум на 6-8 дб);

- экранирование рабочего места (постановкой перегородок, диафрагм);

- установка в компьютерных помещениях оборудования, производящего минимальный шум;

- рациональная планировка помещения.

Например, для уменьшения шума в лаборатории использовать вместо матричного принтера, который производит много шума, более тихий – лазерный принтер.

При организации рабочего места следует принимать все необходимые меры по снижению шума, воздействующего на человека на рабочих местах, до значений, не превышающих допустимые:

- разработкой шумобезопасной техники;

- применением средств и методов коллективной защиты;

- применением средств индивидуальной защиты

11.3. Значение психологического климата для снижения уровня производственного травматизма. Роль руководителя.

Психологический климат – качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий,способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе.

Значение психологического климата на травматизм:

- психологическая совместимость членов коллектива;

- наличие лидера;

- возможность продвижения на службе;

- стиль руководства;

- конфликты и способы их разрешения.

Для создания положительного морально – психологического климата важную роль играет руководитель. К нему предъявляются высокие психологические требования:
- Наличие воли, которая используется в мягких формах, исключающих подавление, принуждение;

-способность убеждать, т.е. воздействовать на ум людей;

- Толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке

- Объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок

- Наблюдательность

- Устойчивость взглядов

- Умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица

- Умение управлять эмоциями, сдержанность

- Наличие практического ума, т.е. умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей и т.д.;

-психологический такт, т.е. умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота обращения, естественность поведения

- Подлинный авторитет, имеющий и неформальное влияние.

Билет №12

12.1. Система управления охраной труда на предприятии. Место в ней комиссии по охране труда. Задачи страхования от несчастных случаев на производстве.

Система управления охраной труда (СУОТ) - часть общей системы управления производством, которая содействует предотвращению несчастных случаев и проф. заболеваний на производстве, а также опасности для третьих лиц, которые возникают в процессе производственной деятельности, и включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий на выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов по промышленной безопасности и охране труда.

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия в решении любых вопросов безопасности труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Решения комиссии имеют рекомендательный характер.

Основными задачами социального страхования от несчастных случаев являются:

· своевременно и в полном объеме компенсировать убытки, причиненные работнику вследствие повреждения его здоровья, а в случае его смерти - членам его семьи;

· предоставлять помощь в связи с временной нетрудоспособностью до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

· организовать погребение умершего;

· способствовать созданию условий для своевременного оказания квалифицированной неотложной помощи потерпевшему;

· организовать целенаправленное и эффективное лечение потерпевшего;

· применять все меры для поддержания и повышения трудоспособности потерпевшего;

· предоставлять реабилитационную помощь потерпевшему дома, в санаторно-курортных учреждениях и так далее;

12.2. Основные вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на организм пользователя ПК и другой оргтехники. Основные требования техники безопасности при работе на ПК.

Основные опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на человека при работе с персональным компьютером и оргтехникой, следующие:

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенный уровень ионизирующих излучений;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенная напряженность электростатического поля;

- повышенная яркость света;

- прямая и отраженная блесткость;

- статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;

- перенапряжение зрительного анализатора;

- умственное перенапряжение;

- эмоциональные перегрузки;

- монотонность труда.

Техника безопасности. При эксплуатации ПК должны выполняться - - следующие требования, правила:

- не подключать и не отключать разъемы и кабели электрического питания при поданном напряжении сети;

- не оставлять ПК включенным без наблюдения;

- не оставлять ПК включенным во время грозы;

- по окончании работы отключить ПК от сети;

- устройства должны быть расположены на расстоянии 1 м от нагревательных приборов; рабочие места должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 метров;

- устройства не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей;

непрерывная продолжительность работы при вводе данных на ПК не должна превышать 4 часов при 8-часовом рабочем дне, через каждый час работы необходимо делать перерыв 5-10 минут, через 2 часа на 15 минут; в помещении, где расположена компьютерная техника, должен быть оборудован уголок пожаротушения.

12.3. Профориентация и профотбор, как факторы повышения безопасности труда. Основные причины ошибок, приводящих к травмам.

По данным статистики, по крайней мере, в двух из трех несчастных случаях главным виновником является не техника, а сам работающий человек. Причины неправильных, ошибочных действий человека многообразны. Это могут быть чисто субъективные факторы: отсутствие у человека необходимых для данной работы качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и пр. Внутренние факторы могут порождаться и внешними обстоятельствами. Например, внешние физические воздействия, которые вытекают из условий труда, могут сказываться на внутреннем состоянии человека и быть первопричиной несчастных случаев. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие как психологический климат в коллективе, принятая система стимулирования труда, условия жизни. Также к травматизму могут привести усталость или болезнь работника, употребление алкоголя, наркотиков, лекарств. Еще одной причиной ошибок, совершаемых человеком, является влияние изменения погоды.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профотбор — это система мероприятий, позволяющая выявить людей, по индивидуальным личностным качествам наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.

Билет 13

Основные медицинские противопоказания для работы на ПК. Организация режима труда и отдыха пользователей ПК. Основные требования к освещению помещений, где используется современное компьютерное оборудование

Противопоказания:

-заболевания ЦНС; -наркомания, токсикомания, алкоголизм; -атеросклероз, тромбофлебит; -предопухолевые заболевания, склонные к перерождению; - хронические часто обостряющиеся заболевания кожи; -заболевания глаз; -хронические заболевания век, коньюктевиты слезовыводящих путей.

Режим труда и отдыха:

1) суммарная продолжительность работы за неделю не более 20 ч.

2) за 1 рабочий день – не больше 4ч.

3) каждые 45 минут – 5 минут перерыва.

4) студенты старших курсов не более 3х академических часов.

Требов. к освещению:

- помещение с компьютером должно иметь естественное и искусственное освещение;

- искусственное освещение должно быть ≥ 400 люкс.

Основные причины ошибок, приводящих к травмам. Классификация травм.

Причины:

1) усталость; 2) болезнь; 3) недостаточность образования и профессиональных навыков; 4) плохие условия труда; 5) материальные и другие личные заботы;

6) стресс; 7) несоответствие индивидуальных характеристик требованиям производственной деятельности; 8) употребление алкоголя, наркотиков, некоторых видов лекарств; влияние изменений погоды.

Классификация травм:

1) по виду травмирующего агента (механическое, термическое, химическое, лучевое, электротравмы, баротравмы (от давления));

2) по непосредственным материальным причинам, т.е. носителям травмы;

3) по локализации травмы;

4) по технологическим операциям;

5) по тяжести (легкие, тяжелые, смертельные).

Электромагнитные излучения в помещениях, где используется современное компьютерное оборудование, телекоммуникационные сети и различные электронные приборы. Методы защиты персонала от их вредного воздействия.

Источники:

Радио-телевизионные средства связи и обработки информации; радиолокационные и навигационные средства; лазерные системы; воздушные линии электропередач; моб тел, ВЧ-печи, ТВ и компы.

Эл. Магнитные излучения ПК:

-волны длиной 40-70 ГГц, длина этих волн соизмерима с размерами клеток; -влияние на нервную систему; -влияние на иммунную систему -влияние на эндокринную систему;

-влияние на половую функцию; -сильное влияние на эмбрионы;

Защита от вредного влияния:

-сокращение времени работы за ПК;

-увеличение расстояния между пользователем и ПК;

- экранирование окон (на производстве)

Наши рекомендации