Организацию тренингов, направленных на сплочение коллектива, развитие умения общаться и взаимодействовать друг с другом
Занятие 1. Общение в жизни человека.
Занятие 2. Я глазами других.
Занятие 3. Зачем нужно знать себя.
Занятие 4. Наши внутренние друзья и враги.
Занятие 5. Учимся слушать друг друга.
В данных тренингах могут быть использованы упражнения, приведенные в Приложении 6. Также психолог может подобрать и добавить свои упражнения. Данные программы тренингов рассчитаны на 5 часов, количество часов и занятий могут быть увеличены в соответствии с поставленными целями. Материалы указанных тренингов в Приложении 6.
3. Проведение занятий по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию. (Приложение7)
Цель предлагаемой развивающей программы – помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.
Работа по данному направлению трудна, поэтому вначале необходимо сформировать соответствующую мотивацию для последующих занятий. Краткий агитационный рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда будет достаточным. Старшеклассники, а особенно юноши, первоначально относятся к необходимости тратить время на подобную работу весьма скептически. Поэтому на первом этапе многое зависит от персональных возможностей и способностей психолога, а также в контексте какой более широкой деятельности будет проходить эта работа. Работа может проводиться в индивидуальной и коллективной форме, и рассчитана на 2-ух часовое занятие. Данную программу можно использовать при подготовке к соревнованию, при этом работа ведется над целями, которые спортсмен выдвигает перед конкретным соревнованием. Проигрывается ситуация успеха, удачного выступления, что способствует повышению уверенности в себе и своих силах.
4. Проведение психотехнических игр и упражнений по таким направлениям как:
¨ Внимание и самоконтроль.
Регулярное включение таких упражнений в тренировочный процесс способствуют развитию таких свойств внимания, как переключение, широта, объем, концентрация и помогают в дальнейшем при овладении техникой саморегуляции.
¨ Воображение и саморегуляция.
Умение вообразить ситуацию успеха, победы на соревновании помогает добиться более высоких результатов.
¨ Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение.
Выполнение данных упражнений способствует развитию рефлексивного мышления, которое позволяет угадывать тактику партнера, согласовывать с ним свои действия, а это одно из важнейших качеств спортсмена. (Приложение 8)
Предлагаемые упражнения направлены на развитие психологических сил спортсмена. Они могут быть адаптированы к разным видам спорта, к различным задачам психологической подготовки.
Психотехнические игры могут проводиться в форме интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч.
Интенсивный тренинг – это мощный стрессор, вызывающий порой бурные изменения в психическом укладе спортсмена. Навыки и умения работы с психикой усваиваются быстро, ускоренно изменяется представление о своих возможностях и способностях, пересматривается отношение ко многим моментам спортивной жизни и деятельности. Психотехнические упражнения проводятся ежедневно по 2-6 часов в течение 1-2 недель.
Регулярные занятия позволяют систематически и последовательно обучать спортсменов некоторым психотехническим навыкам. При этом тренировочная работа стоит на первом месте. Регулярные занятия можно проводить ежедневно или 1-2 раза в неделю по 30 минут.
Эпизодические встречи – наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1-2 раза в месяц или реже в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец.
Оптимальное количество участников 6-10 человек. Именно в этом диапазоне эффекты групповых занятий могут проявляться особенно ярко.
Перед каждым занятием следует составить план. После занятий нужно по возможности подробно записать в дневник все, что происходило во время сеанса, проанализировать. Что удалось из задуманного, а что нет, какие новые моменты наблюдались.
После окончания курса занятий, следует опросить спортсменов: «Что принесли эти занятия?».