Категориальный аппарат этики
Понятие морали как предмета исследования этики.
Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Мораль в системе регуляторов поведения.
Нравственные (моральные) регулятивы— это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Нравственные регулятивы являются нормами морали и общепризнанны.
Уровни морального сознания
Моральное сознание функционирует на двух уровнях - эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом, которые существуют во взаимодействии единства, дополняя друг друга.
Этот уровень связан с реакциями личности на отношения между людьми. Реакции выражаются в чувствах симпатии, антипатии; любви, ненависти; доверия, недоверия; обязанности, ответственности; национальной гордости, космополитизма; достоинства, требовательности; эгоизма, альтруизма и т.п..
Рационально-теоретический уровень морального сознания выражается в системе моральных знаний, прежде всего, этических, о нормах, принципах, идеалах, оценочных суждениях, понятиях, в которых теоретически обосновывается нравственность и ее элементы. В литературе описаны следующие уровни морального сознания (И.С. Кон, В.А. Блюмкин):
доморальный (уровень внушения и подражания) – поведение человека регулируется исключительно страхом возможного наказания или ожиданием поощрения;
· конвенциональный (уровень ориентации на внешние моральные регуляторы) – личность ориентируется на существующие в окружающем общении нормы, поведение регулируется одобрением или осуждением группы, окружения;
· автономный (уровень моральной саморегуляции) – поведение человека основано на устойчивой внутренней системе моральных принципов, чувстве совести и стыда.
Возникновение и развитие этики.
Начался процесс формирования этики в середине I тыс. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Этические представления формировались в рамках религиозных воззрений.
Основателями этического учения в западной философии можно считать Сократа и Аристотеля. Сократ говорил о роли разума в осмыслении человеком действительности и в формировании смысла жизни. Аристотель делит добродетели на этические (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) и дианоэтические.
Этические воззрения средневековья предопределены идеей Бога как морального Абсолюта, источника высшей духовности и нравственности. Началом новоевропейской этики можно считать учение И. Канта. Он исходит из идеи об автономии, «чистоте» морали, незаинтересованности нравственного суждения, независимости его от пользы и выгоды. Г. Гегель анализирует социальную роль морали с позиций философии духа. Человек имеет две природы – моральную (индивидуальную) и нравственную (общественную).
Марксистская этика считала источником нравственности, определяющим ее основание, социально-историческое бытие.
Утилитаризм (К. Поппер) в западной этике традиционно основан на принципе полезности, успеха в жизни, возможности удовлетворения желаний, социальной благотворительности.
Этический прагматизм (Дж. Дьюи) предполагает достижение цели любыми средствами. В «технологии поведения» (Скиннер) развита теория манипулирования средой и человеком, основанная, скорее, на инстинкте самосохранения, чем на нравственности.
В эволюционной этике исследуется природа морали как альтруистическая (М. Рьюз) и основанная на любви (К.С. Льюис).
Этика ненасилия базирована на ценностях толерантности, справедливости, любви.
Категориальный аппарат этики
Категории первой группы – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Категории второй группы – благо, добро, зло, смысл жизни, В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок,
Вопрос 2. 1. Нормативные образцы личности.
Нормативные образцы личности трансформируются и эволюционируют в
результате исторической практики и исторического отбора. В оценочном сознании они фиксируются
как наиболее приемлемые нормы, ценности, эталоны и поведенческие стандарты, позволяющие оптимально строить свои отношения с обществом и удовлетворяющие потребности личности в благоприятных социальных условиях.