Тема История возникновения и развития социально-психологических идей
Планы семинарских занятий.
По дисциплине «Социальная психология», 2015-16 уч./г.
Занятие 1.
Тема Введение в социальную психологию
Основные понятия: социальная психология, психология, социология, рефлексология, психосоциология, общение, личность, социальная психика, индивидуальная психика, коллективная психика.
Вопросы для обсуждения:
1. Место социальной психологии в системе научного знания:
— общая психология и социология как «прародительницы» социальной психологии;
— понятие «социальная психология»;
— отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе.
2. Эволюция представлений о предмете социальной психологии:
— дискуссия в 20-е гг. прошлого века (Г.И. Челпанов, В А Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер);
— «перерыв» в развитии социальной психологии, ее развитие в рамках психологической науки (Л.С. Выготский);
— второй этап дискуссии о предмете социальной психологии (конец 50-х — начало 60-х гг. прошлого века).
3. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами.
4. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.
Задания для самостоятельной работы
1. В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы авторов (Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Б.Д. Парыгина, М.Р. Битяновой, К.К. Платонова, Е.С. Кузьмина, Р.С. Немова и др.); напишите и обоснуйте: какое определение предмета социальной психологии вам кажется верным, если исходить из прикладного значения этой науки?
2. Используя дополнительную литературу, изучите вопрос о месте социальной психологии среди других наук, и прежде всего в психологии и социологии.
3. Выберите правильный ответ.
1) Социальная психология:
а) отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп;
б) наука, изучающая особенности поведения и деятельности людей в обществе;
в) отрасль социологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.
2) Интрадисциплинарный подход стремится отыскать место социальной психологии:
а) на границах между родительскими дисциплинами;
б) внутри психологии;
в) внутри одной из родительских дисциплин.
3) Кем была развита методология реактологии:
а) К.Н. Корниловым;
б) В.М. Бехтеревым;
в) В.А. Артемовым.
4) Кто признавал право социальной психологии на существование ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии в ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е гг. прошлого века:
а) К.Н. Корнилов;
б) Г.И. Челпанов;
в) В.А. Артемов.
5) Социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики. Кому из психологов принадлежит эта точка зрения:
а) П.П. Блонскому;
б) К.Н. Корнилову;
в) В.А. Артемову.
6) В предмет «коллективной рефлексологии» включаются:
а) поведение коллективов, поведение личности в коллективе;
б) поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов;
в) механизмы объединения людей в коллективы, особенности коллективов и их отношения с обществом.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., 1987. – 207с.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. – 688с.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
5. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: «Академия», 2001. – 600 с.
6. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. – 536с.
Internet-ресурсы:
1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы
2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
3. http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь
Занятие 2.
Тема История возникновения и развития социально-психологических идей
Основные понятия: рефлексология, психология народов, психология масс, психическое заражение, инстинкт, групповая динамика, внушение, социальная психика, индивидуальная психика, коллективная психика, идеология.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.
2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания (середина XIX в.).
3. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине XIX — начале XX в.
4. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лацаруса и X. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом.
5. Концепция подражания Г. Тарда.
6. «Психология масс» Г. Лебона.
7. Теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла.
8. Период экспериментального развития социальной психологии в XX в., программы построения экспериментальной социальной психологии Г. Олпорта и В. Меде.
9. «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева.
10. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики».
11. Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов (А. Тэшфел, С. Московичи, Р. Харре и др.).