Прямое воздействие на подчиненных
Основным инструментом, с помощью которого происходит ориентация подчиненного руководителем на необходимые действия, является дача заданий относительно содержания и результатов его деятельности.
Задание содержит постановку обязательной для выполнения задачи (предписание); перечень ограничений или запрещений чего-либо, определяющих рамки действий и ответственности, и иногда ориентиры и инструкции о порядке работы (при этом оно не должно отражать личных пожеланий руководителя).
Задания должны:
¨ соответствовать стратегии организации, компетенции и возможностям исполнителя;
¨ быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами;
¨ позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно, по итогам и проч.) результаты выполнения.
По способу доведения до исполнителя задания могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Если задание большое, его всегда лучше отдавать в письменном виде, ибо человек плохо запоминает значительный объем информации; такая же форма распоряжения предпочтительна в крупных коллективах.
Устные, недокументированные задания даются при решении срочных задач малой и средней сложности и важности в небольших стабильных подразделениях. Их основным недостатком является возможность неоднозначного толкования смысла сторонами (на основе этого может возникнуть расхождение между тем, что руководитель хотел сказать, что сказал на самом деле, и что подчиненный понял и что принял к исполнению).
В целом считается, что сначала для оперативности можно отдать устное задание (в том числе по телефону), а затем сделать письменное подтверждение.
От того, как ставятся задания, во многом зависит качество исполнения, поэтому может быть использован ряд дополнительных мер воздействия на исполнителя, например убеждение, апелляция к логике (если он имеет одинаковые с руководителем взгляды), пожелание или просьба (если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной), обещание вознаграждения, угроза.
Для достижения внутреннего согласия подчиненного выполнить задание, желательно:
¨ чтобы позиция руководителя не противоречила его взглядам;
¨ имелась внутренняя личная заинтересованность;
¨ начальник как личность воспринимался положительно.
В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития сотрудников задания по форме могут быть директивными (приказ, распоряжение, указание, поручение и проч.) и демократическими (совет, рекомендация, просьба, вызов добровольцев).
Задание конкретному исполнителю, реализующее управленческое решение, или по поводу конкретного дела, может содержаться в приказе, резолюции, письме, устном высказывании.
Приказ (устный называется командой) обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленный срок выполнить задание. По содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения. Но преувеличение роли приказа дает отрицательные результаты, сковывая инициативу, оскорбляя людей.
Распоряжение (оперативный, менее жесткий приказ) ¾ предписание выполнить те или иные действия, исходя из ситуации.
Приказы и распоряжения не должны давить на работников сверх меры, но и не быть столь слабыми.
Поручение регламентирует только содержание задания, оставляя подчиненным выбор способа действий, а иногда и срока исполнения. Поручения даются в спокойной обстановке, особенно если они важные, и не должны звучать как приказы.
Смысл поручения ¾ информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчиненные могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть четкой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер.
Указание касается путей и методов решения отдельных проблем.
Инструктирование ¾ это объяснение правил выполнения требуемых действий, постановление ¾ вариант инструктирования, содержащий более жесткие требования.
Совет (основан на убеждении) также не является приказом, оставляет определенную свободу и в отношении содержания, сохраняя незыблемой лишь его самую глубокую суть, но руководитель надеется, что он будет учтен.
Если задание обычное, а отношения доверительные, то задание лучшеоблекать в форму просьбы (для наиболее добросовестных и компетентных людей), однако категоричность мнения руководителя должна быть им понятна.
Когда обстоятельства препятствуют выполнению просьбы, подчиненному надо объяснить их и попросить помощи.
Когда человека надо активизировать, то обычно задают вопрос (но его могут воспринять либо буквально, либо как признак слабости).
Задачи, содержащиеся в задании, должны отвечать следующим требованиям.
1. Соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике допустимы некоторые отклонения).
Соответствие задания возможностям исполнителя позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализует полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. В то же время его возможности могут увеличиваться с развитием личности.
2. Быть понятно изложенными. Исполнителю необходимо объяснить, что и к какому сроку требуется сделать, какие средства при этом использовать, какова его собственная роль, с кем поддерживать контакты, каковы последствия в случае удачного или неудачного завершения работы.
Большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу и всегда начинают с того, что ближе и понятнее, поэтому сроки выполнения должны быть четко определены. Это позволит правильно распределить время и силы, создать условия, позволяющие действовать в естественном ритме. В то же время не стоит без необходимости представлять работу как неотложную, ибо это приводит к нервозности, спешке, падению эффективности.
3. Логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только смысл задания, но его важность и обоснованность.
Это обеспечивается всесторонним информированием о положении дел в большем объеме, чем это минимально необходимо, что создает исполнителю дополнительную свободу ориентации, улучшает мотивацию, а поэтому облегчает выполнение задания и на 12-15% повышает результативность. Если даже при формулировке задания возникнут пробелы, подчиненный их сможет самостоятельно исправить.
4. Давать возможность проявлять инициативу и признавать право на ошибку.
Причины невыполнения заданий: невозможность в принципе, предпочтительность выполнения другими способами, не совпадающими с инструкцией, недостаточность стимулов.
Организация выполнения задания должна предполагать:
во-первых, четкую регламентацию, во многом обеспечивающую исполнительскую дисциплину. С учетом, однако, того, что есть предел количества норм и предписаний, которыми исполнитель в состоянии руководствоваться в своей работе (при его превышении они начинают игнорироваться независимо от степени важности).
Чрезмерное количество инструкций и норм вызывает путаницу, ошибки и, как следствие, появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу, а их противоречивость приводит к дополнительным затратам времени на поиск оптимального поведения, невозможности возложить на кого-то персональную ответственность, без чего нормальный управленческий процесс окажется затруднительным.
Считается, что противоречивые задания лучше давать одному лицу (что, правда, возможно далеко не всегда, в том числе по принципиальным соображениям), и оно само должно искать компромисс между ними.
Во-вторых, обеспечение условий для мобилизации инициативы исполнителей на основе положительного отношения к заданию. Это достигается:
¨ возможностью проявления личных способностей, самостоятельности;
¨ пониманием важности, ответственности задания;
¨ наличием сроков исполнения и формы отчетности;
¨ формированием у работников определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.
Давая задание, руководитель должен не только убедиться в хорошем понимании подчиненным смысла задания, но исключить возможность дополнительных несанкционированных поручений со стороны, осуществлять контроль его деятельности и результатов.
Надо иметь в виду, что своевременность выполнения задания могут нарушить многие обстоятельства:
¨ успокоенность работника, обусловленная тем, что впереди много времени;
¨ надежда на помощь руководителя и поиск путей снятия с себя ответственности;
¨ непонимание, незнание деталей;
¨ появление новых обстоятельств и проч.
Руководитель должен проследить, чтобы исполнитель приступил к работе не откладывая, придерживался намеченных сроков, не перекладывал работу на других, но советовался с коллегами и подчиненными, своим руководителем и не торопился с выводами.
Прямое воздействие на подчиненных имеет целью добиться от них необходимого поведения. Его инструментами являются убеждение, внушение, критика, похвала, порицание, просьба и проч. Рассмотрим некоторые из них.
Убеждение ¾ это воздействие, предназначенное для того, чтобы доказать истинность того или иного положения, которое активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, способствующие принятию сделанных предложений.
Оно представляет собой процесс активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого при активной роли первого, происходящий в форме явной или скрытой дискуссии, не ограничивающийся рациональной сферой, эмоционально побуждающий к действиям.
Условиями эффективного убеждения считаются:
¨ соответствие его содержания и формы уровню развития и особенностям личности убеждаемого;
¨ всесторонность, последовательность и обоснованность доказательств;
¨ использование как общих принципов, так и конкретных фактов;
¨ опора на всем известные примеры и общепризнанные мнения.
Внушение рассчитано на некритическое восприятие слов, мыслей и волевых импульсов, поэтому отличается от убеждения категоричностью, давлением воли и авторитета. В результате подчиненный не оценивает того, что от него требуют, а автоматически выполняет.
Внушение исходит из того, что рациональность и логика не играют главной роли в поведении людей (особенно нелогичны творческие процессы) и большинство поступков диктуются интуицией или эмоциями.
Степень внушаемости зависит от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния психики внушаемого в данный момент (наиболее благоприятным для внушения считается расслабленное состояние), авторитета внушающего, знания им внушаемого и ситуации.
Похвала (положительная оценка работника и результатовего деятельности)должна следовать за любыми достойными действиями, способствующими достижению целей организации. Чем больше позитивного будет отмечать руководитель у сотрудников, тем более заинтересованно они будут работать.
Похвала ¾ наиболее утонченная и эффективная форма управления. Отсутствие ее (особенно за хорошую работу) или незаслуженная, неискренняя похвала (которая может восприниматься как насмешка) демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии.
Похвала развивает. Позитивные ожидания толкают бороться с негативом, придают ощущение собственной значимости, статуса, повышают уверенность.
К похвале предъявляются следующие требования:
¨ четкое определение объекта (за что);
¨ дозированность, последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы, ибо при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется);
¨ заслуженность (неоправданная похвала годится лишь для людей с детским мышлением; для зрелого человека это оскорбление);
¨ расширение после похвалы сотрудника круга его обязанностей;
¨ недопустимость использования похвалы одного работника как стимула для другого;
¨ избегание двойного смысла и «ложки дегтя».
Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходимой. Надо иметь в виду, что критика подчиненных лучше, чем полное отсутствие внимания к ним.
Критика, т. е. отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна гасить сопротивление, быть прежде всего конструктивной, способствовать восприятию рекомендаций, стимулировать позитивные действия человека и указывать на их возможные варианты.
Формы конструктивной критики:
¨ критика-побуждение («Ничего, в следующий раз получится»);
¨ критика-упрек («А я так надеялся»);
¨ критика-аналогия («Я в свое время поступал также»);
¨ критика-похвала («Все хорошо, но в меру»);
¨ критика-озабоченность («Мне не нравится сложившееся положение дел»);
¨ критика-сопереживание («Я вхожу в ваши проблемы, но дело ¾ есть дело»);
¨ критика-сожаление («Видите, что получилось…»);
¨ критика-удивление («Трудно было такого ожидать…»);
¨ критика-ирония («А ведь были обещаны златые горы…»);
¨ критика-намек («А все ли правильно это поймут…»);
¨ критика-смягчение («Ничего, бывает…»);
¨ критика-предупреждение («В следующий раз так не поступайте»);
¨ критика-требование («Немедленно прекратите свои действия»);
¨ критика-вызов («Можно и нужно делать лучше»);
¨ критика-опасение («Как бы чего в итоге не вышло…»).
Критика бывает вертикальной (со стороны руководства), которую подчиненные обязаны учесть и изменить свое поведение в лучшую сторону, и горизонтальной (со стороны коллег), следовать которой не обязаны.
Критика может быть безличной; однако лучше, чтобы она имела эмоциональное сопровождение.
Правила критики
¨ Недопустимость критики без нужды.
¨ Конфиденциальность.
¨ Доброжелательность (создается путем ослабления обвинительного акцента; внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики).
¨ Высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме.
¨ Аргументированность, исключение общих выражений.
¨ Отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего.
¨ Подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь.
¨ Недопустимость критики опытного сотрудника, который может исправить ошибку сам (лучше дать такую возможность, оказать помощь, тактично предотвратить оправдания, попытаться скрыть промах).
Подчиненными любая критика, за исключением явного сведения счетов, должна восприниматься как форма помощи по устранению недостатков, поэтому критикуемые не могут обижаться на нее. Их задача в том, чтобы, внимательно выслушав и признав имеющиеся недочеты, постараться извлечь из нее пользу и исправить ошибки.
«Критика одной минуты»: немедленно объяснить, в чем состояло неправильное поведение, сообщить свои чувства, сделать паузу, спросить, как улучшить ситуацию, показать, что личность ценится, пожать руку.
Не следует сердиться, обвинять критикующих в нечестности, усложнении отношений; наоборот, надо искренне их поблагодарить, при необходимости попросить более подробно остановиться на недостатках и поделиться своими планами по их устранению.
В то же время наряду с конструктивной критикой может иметь место псевдокритика, которую руководителю необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других.
Выделяют следующие разновидности псевдокритики:
1. Критика для сведения личных счетов (причины ¾ месть, недоброжелательность, зависть, обида, плохое настроение, вымещение зла, желание оскорбить). Является самой тенденциозной и необъективной ее разновидностью, применяется как завуалированный способ опорочить неугодных лиц путем поиска и гиперболизации их недостатков.
2. Критика как средство сохранения или улучшения своего положения. Обычно она связана не с личной неприязнью, а лишь с желанием выделиться, но от этого не становится менее безнравственной и недопустимой.
3. Критика как стиль работы. Как правило, она обусловлена агрессивным характером критикующего или проявлением авторитарного стиля руководства. Критика ради критики вредна, ибо деморализует критикуемого и бьет бумерангом по автору.
4. Формальная, «протокольная», ни к чему не обязывающая критика, используемая в основном на собраниях и совещаниях.
5. Показная критика. Создает в воспитательных целях иллюзию принципиальности и нетерпимости к недостаткам (вызвана тщеславием, желанием обратить на себя внимание, отвлечь внимание от собственных проблем). Обычно применяется в присутствии вышестоящего руководителя в качестве ширмы, для подстраховки.
6. Организованная, дозволенная критика, как правило, инспирируется администрацией в свой адрес с целью укрепления собственных позиций и создания «демократической» атмосферы.
7. Критика-упреждение применяется в основном в спорах с целью «выбить из рук соперника оружие».
Критика эффективна только в том случае, если люди готовы ее воспринять, осознать и изменить свое поведение в лучшую сторону.
Причинами неудачной критики являются формальность, назидательность, нравоучительность, угрозы, оскорбления.