Гармонизация отношений в семье

Семья является древнейшим институтом человеческого общества. До грехопадения отношения мужчины и женщины основывались на союзе, т.е. строились на основе Любви. После грехопадения отношения мужчины и женщины стали основываться на вожделении, т.е. сексуальном удовлетворении своих потребностей. Именно вожделение рассматривает в своих теориях З. Фрейд. Он видел в Любви лишь выражение сексуального инстинкта, как результата химически обусловленного телесного напряжения, которое ищет ослабления. «Сексуальное желание нацелено на устранение этого болезненного напряжения; сексуальное удовлетворение есть его устранение. Эта точка зрения законна в той мере, в какой сексуальное желание сходно с голодом или жаждой, когда организм испытывает недостаток питания. Сексуальное желание в этой смысле является неким зудом, а сексуальное удовлетворение – избавление от этого зуда. Фактически при таком понимании сексуальности мастурбация была бы идеальным сексуальным удовлетворением» (74,с.385). Начало новой эры, после Воскрешения Иисуса Христа, отношения между мужчиной и женщиной вновь получили возможность строиться на основах Любви. Любовь позволяет «узнать тайну человека». Э. Фромм в работе «Искусство Любви» дает такое определение понятию Любовь: «Она есть активное проникновение в другую личность, в котором моя жажда знания утоляется благодаря единению. В акте слияния я знаю тебя, я знаю себя, я знаю всех и не «знаю» ничего. Я знаю единственно возможным для человека способом знать живое – через опыт единения, - а не через посредство мышления. Садизм, мотивированный желанием разгадать тайну, все же оставляет в неведении. Я разорвал другое существо на кусочки, однако только всего и добился, что погубил его. Любовь, в акте единения, есть единственный возможный способ знать. В любви, в отдавании себя, в акте постижения другой личности я открываю себя, открываю нас двоих, открываю человека» (74,с.381). « В современной западной культуре эта идея кажется совершенно ложной. Любовь здесь рассматривается как спонтанная эмоциональная реакция, внезапная охваченность непреодолимым чувством. Здесь видят только особенности двух индивидов и не видят, что все мужчины являются частью Адама, а все женщины – частью Евы. Сторонник подобного взгляда не принимает во внимание такой важный фактор эротической любви, как воля. Любовь является не просто сильным чувством, но решением, суждением, обещанием. Если бы любовь была только чувством, то обещание вечной любви было бы совершенно лишено оснований»(74,с.400). В теории Любви были рассмотрены закономерности возникновения Любви. Человечество подразделяется на 2 основных типа – мужчины и женщины, познавшие Любовь и мужчины и женщины, отношения у которых никогда не строились на основах Любви, т.е. все их отношения определялись вожделением. 1 тип союзов и браков носит кармический характер, т.е. соединяются или разъединяются (грех прелюбодеяния) супруги согласно Любви. Любовь представляет собой вечную энергию, она неуничтожима. Возникшая однажды она является силой позволяющей двум половинам соединиться. Если грех прелюбодеяния был осознан, то он способствует разъединению двух любящих Душ, т.е. разводу. До сексуальной революции статичность греха прелюбодеяния приводила к невозможности искупления, так как в обществе существовали строгие законы запрещающие развод. Даже встреча двух любящих не способствовала прощению греха прелюбодеяния, так как осознание греха (образование события) несет правильную информацию о невозможности прелюбодеяния. Но Любовь представляет собой вечную энергию, она всегда будет соединять две половины, которые составляют человека. Современный этап развития характерен тем, что у человечества появилась возможность разорвать порочный круг, когда-то созданного события - греха, не позволяющий строить отношения между мужчиной и женщиной на основе Любви.

2 тип мужчины и женщины, основывающие свои отношения на вожделении находятся в поисках своей Любви.

Современное состояние семьи характерно следующими моментами:

1. Наблюдается кризис семьи, выражающийся в нестабильности, сопровождающийся ростом количества разводов, неполных семей.

2. Огромное количество браков являются недуализированными, что приводит с одной стороны, к росту культа потребления, который выражается в явлениях коррупции, воровства, взяточничества, т.е. истинный смысл жизни и подлинные ценности – Любовь, Творчество, Созидание, заменяются на погоню за иллюзорными престижными вещами, чувственными удовольствиями, иллюзорным статусом. В этом случае супруги становятся жертвой потребительского отношения друг к другу. Мужчина, как созидатель объективной реальности не выполняет своей основной функции, что приводит его к психологической неудовлетворенности – к проблеме самоутверждения. С другой стороны, браки, в основе которых лежат взаимные интеллектуальные интересы, терпят крах в финансовом положении. Эти браки обречены на неудачу в смысле элементарного жизнеобеспечения, женщина несет

наибольшую материальную и психологическую нагрузку.

3. Недуализированность семей отражается на детях, на их психическом и физическом здоровье.

4. Сексуальная революция привела к эротизации брака, которое привело к сексуальному отчуждению. Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишенный личностной вовлеченности. Порнография, пропаганда сексуальных извращений, рост числа насилия, проституция являются явными признаками глубоких регрессивных процессов общества.

Многие психологи, занимающиеся проблемам семьи, исследуя современные тенденции, отмечают следующие.

Недуализированность браков и психологические проблемы детей.

В работе «Брак и семья сегодня» И. Андреева и А. Гулыга отмечают: «Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Её проблемы кажутся порой трудноразрешаемыми… В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего в её нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50 % браков ( в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4-х лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. К нестабильности семьи следует добавить её дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как «кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество. … Экономическая самостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал быть единственным кормильцем семьи, и это сказалось на семье не лучшим образом. Здесь – другой парадокс современной ситуации, касающейся семьи. В свое время американский ученый Т.Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он – кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств), а мать - эксперссивную (она хранительница очага и мира в семье, её эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и перегрузок внешнего мира). Ныне работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказывается под вопросом, либо отец устраняется. Глубокое нарушение взаимодействия между супругами приводит в конце концов к тому, что одна только женщина имеет власть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения («игры») «Я одна везу воз».., когда жена и мать «вкалывает, как лошадь», и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспитание детей, и школа, и общественные поручения – все на ней. Муж у такой женщины – «порочный»: все время проводит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой; дети по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попреки, несчастна жена, несчастен муж, несчастны дети – инфантилы со сломленной волей…. Зачастую лишенная интимной гармонии со своим супругом, мать уходит в «рабство» к детям. Она требует от ребенка, чтобы тот заполнил пустоту её жизни, и превращает его в свой придаток…. Навязывая ребенку отношения господства и рабства, мать не только подчинена ему, но связывает его огромной зависимостью, превращая и его по сути дела в раба. Что касается «маминой» дочки, «хорошей девочки», то разобщенность родителей в скрытом или открытом конфликте, исключительные претензии матери на её послушание, на выявление её талантов и способностей, нападки на привязанность к отцу и т.п. также приводят к психическим срывам, к глубокой деформации её женской половой роли, к возникновению стойкого негативизма в отношении интимной жизни. ..Подавленный в условиях современного общества растущей дороговизной, неспособностью содержать семью, оглушенный нервными перегрузками (не только на работе, но и в так называемое «свободное время»: автомобиль, спиртные напитки, телевизор, - за все это расплачиваются не только деньгами, но и нервами), растерянный под натиском сексуальных раздражителей, мужчина пасует перед новыми устремлениями женщины и выбирает облегченный, пассивный вариант сексуального поведения. Женщина, становясь подчас фактически главой семьи, получает в дополнение к репродуктивной функции целый ряд новых обязанностей. Её стремление к равному сексуальному партнерству, наталкиваясь на пассивность мужчины, остается неудовлетворенным. Происходит своеобразная феминизация мужчины и обратный процесс – маскулинизация женщины. Прямое следствие – склонность к перверзиям. Итак, реванш не удался: женщина снова терпит поражение. На этот раз совместно с мужчиной. В браке и за его пределами» (115,с.500-508). В исследованиях американского психолога Л. Ковар, которые она проводила в детских психиатрических лечебницах, указывается, что неблагополучие семей ведет к развитию устойчивых психических отклонений у детей. В своей работе по проведенным исследованиям, она отмечает, что «Это сага о городских детях, признанных больными и переведенных из своих семей в государственную психиатрическую больницу» (116,с.339). «Их родители озабочены материальным благополучием, а если оно достигнуто – авторитетом и независимостью на работе и общественным статусом, соответствующих их притязаниям. Каждый также надеется на каплю душевного тепла. Достаток, признание авторитета и независимости привносятся в семью извне, тогда как эмоциональная поддержка считается главным, почти единственным жизненно важным условием сохранения ядра семьи (не считая заботы о детях). От союза, поостренного на любви, ожидается, что его члены поделят печали и радости и примут на себя ответственность друг за друга» (116,с.339). «Мужчины и женщины должны быть в меру удовлетворены своим положением и общественным статусом. Всегда существует опасность, что погоня за работой и зарплатой не поможет хорошим семейным взаимоотношениям, а скорее помешает им, и в результате приведет к распаду семьи. Родители, проигравшие в упорной борьбе за достаток и положение в обществе, и те, кто лишен даже возможности проявить себя, могут сохранять семью бесконечно долго, но обречены чувствовать внутреннее опустошение и терять время в бесплодной борьбе за власть, взаимных упреках и других мелких конфликтах» (113,с.340). «Некоторые родители оставляют попытки достигнуть чего-либо в обществе, но продолжают в семье борьбу, которая разворачивается вокруг недостатка самоконтроля и самоуправления у отца, именуемого «слабостью». Члены семьи разделяются на два лагеря – «слабых» и «сильных» и этим поддерживают иллюзию, что несколько родственников во главе с матерью могут быть «сильны». Ребенок всегда принимается за «слабого» неконтролируемого и боящегося нового опыта. Он растет боязливым, раздражительным задирой, от которого можно ждать крайне неприятных поступков, таких, например, как замахивание ножом на мать или замещающий её предмет или разрушение соседского имущества» (116,с.342). «Его родители увлечены борьбой за существование, а учителя отвергают его, заботясь о более послушных учениках. Его протесты расцениваются как подтверждение того, что он плох. Раз он не может добиться успеха, на который способен, он объединяется с подобными себе и становится правонарушителем» (116,с.343). «Если мать что-либо беспокоит – например, работа мужа или её собственное здоровье – она не может с достаточным вниманием играть и заниматься с ребенком или обеспечить ему возможность играть одному. Она сердито реагирует на самые малые его промахи. Это может продолжаться недолго и не иметь других серьезных последствий, кроме того, что он очень рано осознаёт сложность межличностных отношений и их непостоянство даже между очень близкими людьми. Мать, переживающая из-за своего экономического или социального положения, которому, по её мнению, грозит опасность, обнаруживает в ребенке отражение родительских недостатков. Она, вероятнее всего, возложит вину на политическую, экономическую и социальную несправедливость мира, в котором живет, на ребенка, чем на себя или мужа. Она неспособна по достоинству оценить его спонтанные реакции, избирательно обращает внимание на вполне определенные аспекты его поведения и формирует искаженное мнение о нем, которое, по сути, отражает её собственные тревоги и побуждения» (116,с. 349). «Ребенок имеет возможность не считаться с оценкой, которую дают ему другие люди, избегать взаимоотношений с ними и быть себе самому «хозяином». Но при этом он не может отречься от своего прошлого и своей памяти. Он находится во власти искаженной родительской оценки, преследующей его с раннего детства, особенно если она подтверждается посторонними для семьи людьми» (116,с.351). «Благополучный, с нашей точки зрения, ребенок не может вырасти также в семье среднего достатка, резко ориентированной на успех в обществе. Взрослые члены такой семьи добиваются высокого статуса с помощью образования, хорошей работы, полезных знакомств и требуют от ребенка соответствия своим представлениям о высоком статусе. Этот ребенок тоже должен быстро учиться, чтобы не прослыть отсталым и медлительным. Но чему же он должен учиться? Требования родителей также абстрактны и непонятны ему. Теснота его отношений с родителями оборачивается внутренней пустотой. Вероятно, он также не вырастет в семье, где его самоутверждение считается губительным для окружающих. Его считают хорошим, если он следует родительским нормам, и плохим, если он нарушает их. В такой семье его высокая оценка как «хорошего мальчика» убережет его от психиатрической больницы, но не поможет развитию автономии» (116,с.356). Описание «благополучного» ребенка как нельзя лучше подходит к формированию личности ребенка их недуализированной семьи 1 типа, где в основу взаимоотношений поставлено материальное благополучие. Другое описание подходит к недуализированному браку, в основе которого лежит противоречие выполнения основной женской функции – сохранение рода человеческого. «Если родители выбиты из колеи неудачами на работе и в обществе, они могут не найти в себе сил справиться с такой обузой, как ребенок. Это может быть вызвано трудностями материального, социального или психологического порядка, но в любом случае мать отворачивается от своего ребенка, навешивая на него ярлык отсталости и тугодумия. Она старается выглядеть заботливой матерью, но ее забота ограничивается разными мелочами и выполнением несложных правил. Сын не является для нее живым человеком, которого можно обнимать, ласкать и разговаривать с ним по-человечески. Своих эмоций она открыто не выражает, разве что если они отрицательного характера. Тревожась из-за медленного развития ребенка, а порой и некоторой деградации, мать не дает ему развиваться своим, индивидуальным путем. Он всегда должен соблюдать те нормы поведения, которые его родители считают соответствующими его возрасту и полу. Ему запрещается плакать, кричать, злиться на родителей, братьев и сестер, вести себя «по-девчачьи», мочиться в постель и пачкать одежду. Мать контролирует его прогулки, разговоры, чтение, школьные отметки и показатели коэффициента умственного развития. Если у ребенка он низкий, она будет считать его отсталым и недоразвитым. Отец, если он существует, может усиливать эту оценку. Его самого мать считает недоразвитым. Мать вообще всех детей делит на недоразвитых и совсем запущенных. Награжденные такими оценками дети ссоряться между собой или избегают друг друга» (116,с.361). Исследования Л. Ковар представляют собой изучение психологической обстановки в семьях с недуализированными отношениями мужчины и женщины. Она вскрывает причину психических отклонений у детей в таких семьях. Неадекватное поведение ребенка, проявляющееся как самоутверждение своей личности, приводит родителей к решению о помещении его в психиатрическую лечебницу. «Помещенный в больницу ребенок сильно преувеличивает собственную «отсталость». Изолированный на неопределенное время и лишенный личностных отношений, он становится подавленным, в нем борются любовь и ненависть к тем, кто поместил его сюда. Если же он не желает оставаться послушным автоматом в руках родителей, то вынужден потерять связь с реальностью и перенестись в мир собственных грез» (116,с.361). Приведем пример из биографии известного писателя Пауло Коэльо. Родители отправляли его в психиатрическую лечебницу три раза. В книге «Исповедь паломника» он рассказывает. «Я не закончил университет. Пока я учился в школе, вплоть до выпускного класса родители, общество, все, что меня окружало, полностью контролировали, подавляли мое стремление к бунту. Но когда я взорвался, меня было уже не остановить. Это случилось, когда я поступил в университет. Но еще раньше был период, когда я совсем не продвигался в учебе – три года просидел в выпускном классе, никак не мог закончить школу. В конце концов родители дали взятку, чтобы мне выдали аттестат. И я его получил. Такие дела… Когда я взорвался в первый раз, меня отправили в сумасшедший дом, как умалишенного. .. Меня сажали туда три раза, потому что я все время убегал… В медицинском заключении говорится, что я раздражителен, навязываю другим свои политические взгляды, учусь все хуже и хуже, что моя мать подозревает наличие у меня сексуальных проблем, что я недостаточно зрелый для своего возраста, стремлюсь во что бы ни стало получить все, чего хочу, в своем поведении все больше и больше впадаю в крайности. И что все это говорит о необходимости госпитализации…. Мне кажется, главная опасность безумия не в нем самом, а в привычке к безумию. Когда я был в сумасшедшем доме, я понял, что могу выбрать безумие и провести всю свою жизнь, ничего не делая, просто изображая сумасшедшего» (49,с.63-65). Все воспоминания П. Коэльо подтверждают исследования Л. Ковар. Про свои отношения с сумасшедшими П. Коэльо рассказывает: «Они все казались мне нормальными. У них бывали приступы ярости - такие же, как у нас с тобой в обычной жизни. Конечно, там, были и несколько шизофреников, которые полностью потеряли всякий контакт с действительностью, но таких было всего трое или четверо. С остальными я разговаривал, вел философские споры, говорил о книгах, обо всем. У нас был телевизор, мы могли слушать музыку и здорово развлекались» (49,с.66). Большинство пациентов психиатрической лечебницы, в которой находился П. Коэльо страдали той или иной степенью неврозов, вызванных межличностными отношениями, несколько шизофреников – это те, кто имел психозы, связаны с проявлениями устойчивого взаимодействия человека с какой-либо из структур коллективного бессознательного.

Проблемой современных семей являются нарушения основных функциональных назначений мужчины и женщины. Мужчины, как созидатели объективной реальности должны быть экстравертами, а женщины, как сохранители рода человеческого – интравертами. Недуализированность браков, отношения супругов основанные на вожделении приводят к различным психологическим конфликтам.

« Многие мужчины и сейчас предпочли бы играть в семье патриархальную роль непререкаемого главы, который отдает приказания, следит за их исполнением и никому не отдает отчет в своих намерениях и поступках. Но жена, имеющая столь же высокий, как и муж, социальный статус, не уступающая ему очень часто ни в образовании, ни в квалификации, ни в зарплате, не соглашается ни такое положение. Бывает, что женщины ударяются в другую крайность и стремятся к семейному «матриархату», хотят сами определять всю «семейную политику». Но это еще хуже. В семье нарушается баланс между женской и мужской ролями. Если женщина олицетворяет собой силу, власть, решительность, то мужчине остается только роль мягкого, уступчивого партнера, а от этого у него будет страдать чувство самоуважения и он вряд ли будет доволен своим браком» (117,с.405).

Одной из проблем семьи является проблема ревности. Имеются различные точки зрения на эту проблему, одни из них утверждают, что любовь всегда сопровождается ревностью, другая, что ревность является одним из проявлений психологической неудовлетворенности. По положениям культурно-исторической концепции ревность представляет собой бессознательную реакцию на то, что ревнующие мужчина или женщина подсознательно осознают, что их супруг не является на самом деле их истинными мужем и женой. Ревность является одной из характерной приметы недуального брака, так как Любовь – это чувство свободного человека. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «А то, что ревность – чувство, развившееся относительно поздно, можно считать твердо установленным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6, с.121). Рассмотрим замечания психологов по этому вопросу. «Психологи с помощью специальных тестов делят всех людей по их способности испытывать ревность на несколько разновеликих категорий. Одна из них , на одном полюсе, объединяет людей почти не ревнующих, другая, на другом полюсе, - тех, у кого ревность проявляется в патологических размерах» (118,с.474). Ревность является боязнью потерять любимого. Но боязнь потерять не в смысле смерти, что является заботой о супруге, а именно, что он или она уйдет к другому. Если отношения супругов дуализированы, то возникновение ревности достаточно редкое явление, которое означает низкую относительную свободу. Это чувство если и возникает, то при обоюдном взаимопонимании и взаимоуважении друг друга как свободных личностей достаточно быстро снимается. Дуалы относятся к тем, кто почти не ревнует. При недуализированных отношениях это чувство приобретает патологические формы. По качеству проявляемых чувств подразделяют тираническую ревность и ревность от ущемленности. « Как пишет Э.Э. Линчивский в своей брошюре «Как быть с ревностью?», тираническая ревность возникает у людей упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных. Такие люди предъявляют окружающим высокие требования, выполнить которые чаще всего бывает не под силу или во всяком случае очень трудно. Мысль о собственной вине для них неприемлема, и всю ответственность за недостаточное (с их точки зрения) внимание к себе они перекладывают на других. Особого труда для них это не представляет: все они мастера заметить соринку в чужом глазу. И вот когда подобный субъект сталкивается с охлаждением сексуального партнера и пытается найти этому объяснение, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной партнер, у которого возник посторонний интерес. Тиранический тип ревности – самый мрачный вариант. Он делает семейную жизнь адом» (118,с. 475). Согласно теории Любви культурно-исторической концепции этим типом ревности обладает мужчина в недуальном браке по типу «консерватор», у которого в достаточной степени развита эмоциональность. « Ревность от ущемленности является уделом людей с тревожно-мнительным характером, преувеличивающих свои недостатки, неприятности и опасности, легко впадающих в тоску и отчаяние. Считая себя слабыми, неинтересными, такие люди полагают, что не вправе рассчитывать на хорошее отношение окружающих, но в то же время тяжело переживают свою участь, тяготятся ею. Они настороженно ожидают подтверждение своих опасений, и поэтому малейшее изменение (не только в худшую сторону) отношения к ним моментально ими улавливается и порождает далеко идущие, чаще необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах партнера чуть меньше (или чуть больше) любви и заботы, покажется ли взгляд недостаточно ласковым или еще как-то «недополучит» такой человек необходимого ему внимания – тут же возникают сомнения, подозрения. Одной из разновидностей ревнивцев от ущемленности можно считать людей, которые, защищаясь от собственной беззащитности, напускают на себя вид самоуверенного, решительного и даже жизнерадостного человека. Но это только маска, которая скрывает повышенную ранимость и чувствительность даже к незначительным конфликтам, неизбежным в семейной жизни» (118,с.475). Это описание чувства ревности относится к недулизированному мужчине 1 типа – новатора.

Согласно теории Любви, ревность является следствием испытанного в прошлой жизни осознания греха прелюбодеяния совершенного любящей женщиной. Подсознание мужчины, изменение матрицы Души, несет информацию о возможности возникновения греха прелюбодеяния, о том, что нынешняя супруга не принадлежит ему. Любовь к своему избраннику из далекого прошлого никогда не исчезает, но матричные нарушения приводят к тому, что он и она находятся в разводе, т.е. выбирают своих настоящих мужей и жен согласно кармическому нарушению – по интересу. Все это приводит к патологическому возникновению ревности, которая проявляется в той или иной степени и обусловлена типом человека (новатор или консерватор).

По возникновению чувства ревности специалисты пришли к выводу о том, что существует два типа её возникновения. «Первый тип – так называемая обращенная ревность – есть результат собственных тенденций ревнивца к неверности. При этом не важно, реализовал он свое желание или еще нет. Но если подобное желание появилось, ему кажется, что такие же помыслы присущи и его партнеру. Обычно обращенная ревность развивается на месте угасшей любви или в тех семьях, где ее не было вовсе, поскольку сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других партнерах. По словам Линческого, этот тип возникновения ревности довольно широко распространен и является следствием «лихо» проведенного времени в командировках, туристском походе, на курорте…» (118,с.476). Этот тип ревности обусловлен тем, что мужчина подсознательно ищет Любовь, на интуитивном уровне у него имеется информация о Любви, как истинного чувства, так как оно было им прочувствовано. «Второй тип – привитая ревность – зарождается под влиянием жизненного опыта. Измены собственных родителей, друзей, сослуживцев, разговоры о супружеской неверности в «узком кругу», иногда книги и кинофильмы способны создать у отдельных людей впечатление, что «все изменяют», что «без измен прожить нельзя» и т.д. Часто источником привитой ревности бывают анекдоты, подтрунивания окружающих или, что еще хуже, сексуального партнера. Почему-то тема половых отношений и супружеской неверности привлекает внимание всех желающих поострить, посплетничать. Но подобные шутки совсем не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Даже если у человека они внешне не вызывают никакой реакции, ревность закрадывается в сердце и надолго сохраняется там. И если вдруг когда-нибудь верность партнера окажется под сомнением, былая шутка может склонить чашу весов в сторону вывода об измене и привести к тяжелым последствиям» (118,с.476). По теории Любви первый тип возникновения ревности относится к недуальным бракам, второй относится к дуальному браку, но является следствием программирования супруга с низкой степенью свободы. Одним из выводов психологов искоренения явления ревность является психологическая работа над собой, аутотренинг, т.е человек должен приобрести достаточную степень относительной свободы.

Одной из современной тенденции является пропаганда правил сексологии и обучение искусству секса. Возникает иллюзия, что полному сексуальному удовлетворению можно научиться, выполняя предписания, указания, что в интимной близости дозволено все то, что доставляет удовольствие обоим партнерам (85,с.486). «Расцвет порнографии, рост сексуального натурализма в беллетристике довершают картину: воздействие на воображение оказывается таким, что реальное поведение кажется бледным и непривлекательным. В результате происходит чисто внешняя сексуализация современного человека, сопровождающаяся вялостью фантазии и инстинктивного порыва» (115,с.509). «Знакомство с фактической стороной дела, с физиологией и техникой полового поведения необходимо, но недостаточно. Оно необходимо потому, что способно предотвратить катастрофические неудачи, связанные с элементарной неосведомленностью» (115,с.511). «Но знание – это полдела. Многознание уму не научает, говорили в древности. «Мы много знаем – признавался один из западных сексологов, - но ничего не понимаем». Интимную жизнь нельзя рассматривать только как физиологическую проблему, отвлекаясь от целостного облика человека, от образа его жизни, от более широкого круга его взаимоотношений и взаимозависимостей. Поведение мужчины и женщины в обыденных, житейских, семейных ситуациях – это тоже половое поведение, оказывающее влияние на всю жизнь» (115,с.511). Соционика отмечает, что при сексуальных отношениях большое значение имеют психодинамические характеристики поведения, «кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными» (79,с.26). Теория Любви культурно-исторической концепции рассматривает полное сексуальное удовлетворение, как полное матричное совпадение Душ партнеров при котором образуется Человек Вселенского бытия, т.е. в отношениях мужчины и женщины, как в обычных житейских ситуациях, так и половом общении главенствующую роль играют психодинамические характеристики супругов, строение Души мужчины и женщины. Если нет соответствия Душ супругов, то брак недуализирован, все «плачевные» явления и непонимания вытекают именно из-за этого несоответствия. В условиях современного тотального отчуждения, т.е. в условиях низкой относительной свободы человека (мужчин и женщин) гармонизация отношений в семье является главной задачей общества, так как именно дуализированность браков является гарантированной основой прогрессивного развития общества. Дуализированная семья является прибежищем духовной безопасности, человеческого самоутверждения и эмоциональной защищенности.Любовь правит всем миром. Дуализация брака является основным условием преуспевания мужчин в своем главном предназначении изменять объективную реальность в созидающую сторону, она является причиной прогрессивного развития всего общества. Недуализированность браков приводит к тому, что мужчины не выполняют своей главной функции, что приводит к общим регрессивным процессам, к смещению функций в сторону лишь физического сохранения рода человеческого, к реализации функций женщин, что приводит к превращению общества в общество потребления. Психология должна провести исследования и определить способы определения основных типов мужчин и женщин, так как многие из них не являются типичными. Разделение по типам браков, поможет разрешить кризисы в семье.

Обретение достаточной степени относительной свободы мужчины и женщины приведет к следующим не силовым изменениям в обществе.

1. Позволит сразу же решить все кризисы, связанные с низкой степенью свободы в дуальной семье. Уберечь союз, основанный на Любви от необдуманных разводов, от необдуманных (внедренных обществом программ) измен, которые в дальнейшем приводят к статистическому недуальному браку - разводу. Свобода будет способствовать сознательной ответственности супругов к сохранению их союза, бережному отношению к Любви. Это положение полностью подтверждает христианское положение о невозможности расторжимости брака, основанного на Любви.

« Бог вселил желание в мужчину и женщину с тем, чтобы их союз хранил мир. Божественная Мудрость есть судьба и воля, повелевающая нам любить друг друга». (Руми, 74,с.384).

2. В недуальных - это приведет к не силовому разрешению проблем брака. Приобретение достаточной относительной степени свободы женщиной, позволит ей обрести экономическую независимость и способность самостоятельно решать свою судьбу. Осознание своего истинного «Я» позволит женщине с достаточной степенью свободы не воздействовать на окружение силовыми способами, т.е. не будет влечь за собой активный поиск вожделенного партнера (поиска лишь сексуального компаньена), а будет способствовать сознательному отношению к половой жизни, обязательным условием которой является психодинамическое совпадение и взаимоотношения, основанные на Любви. Приобретение достаточной относительной степени свободы мужчиной позволит ему обрести смысл своего существования - творческое отношение к жизни. Он станет проявлять свою природную активность в созидающем направлении, выполнять свое главное предназначение. Обретение относительной свободы, так или иначе, приведет семьи к осознанию деструктивности психологического и физического влияния супругов друг на друга и пониманию необходимости развода. Недуализированный брак по своей сути является безнравственным. Развод в недуальных семьях является благом для психического и физического здоровья детей и самих супругов. Раннее бытовавшее мнение, сохранения семьи ради детей, не имеет перед собой нравственной почвы, так как это приводит к воспитанию психически неустойчивых, больных членов общества, что способствует протеканию и усугублению регрессивных процессов в обществе. Но исследования психологов свидетельствуют, что « одна женщина «ради ребенка» не разводится с мужем, хотя обстановка в семье стала уже совсем невозможной, а жизнь в атмосфере постоянных конфликтов скажется на ребенке хуже, чем воспитание без отца. Другая все же разводится, но после этого решительно замыкается между домом и работой, никуда не ходит, ни с кем не встречается и сама лишает себя возможности устроить свою жизнь. Это – тоже «ради ребенка». Но, отказываясь ради ребенка от личной жизни, от профессиональной карьеры, от материального благополучия, родители в глубине души ожидают от него «отдачи» - вечной любви, вечной благодарности. Если их выросший сын или дочь не добьется того положения, на которое рассчитывали родители, не будет слушать их советов, а станет поступать по-своему, если окажется, что любовь к мужу, жене в сердцах взрослых детей сильнее любви к папе и маме, то родители воспринимают это как тяжелый удар. И начинаются упреки: мы, мол, все тебе отдали, всем для тебя пожертвовали, а ты.. А дети, несмотря на это, продолжают отстаивать свое право на самостоятельность. И конфликты нередко перерастают в отчуждение, даже в глухую вражду» (117,с.408). Сохранение брака ради детей продиктовано лишь экономической заинтересованностью. Экономическая независимость женщин, которая является достижимой в объективной реальности современности, добрые отношения расставшихся супругов, проявляющих совместную заботу об общих детях, является главным условием нормального психического и физического здоровья детей. Приобретение достаточной степени относительной свободы супругами в недуальных браках, также будет способствовать обретению единственного и неповторимого - истинного мужа и жены, разведенных по совершению греха прелюбодеяния.

«Никогда поистине не станет искать любящий, если его не ищет любимый. Коли любовь сверкнула молнией в этом сердце, знай, что есть она и в том сердце.». (Руми, 74,с.384).

3. Станет способствовать уменьшению сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, в основе которых лежит вожделение и будет содействовать сознательному поиску Любви. Все это приведет к уменьшению межличностных силовых языческих воздействий, и как следствие, к гармонизации всех отношений в обществе.

« Предопределение это таково, что всякая частица мира ищет соединиться со своей парой. Так и в каждую частицу существующего Бог вложил влечение к другой частице». (Руми, 74,с.384).

4. Произойдет снижение потребления порнографической литературы, кинофильмов,

понизится количество разного рода сексуальных извращений, снизится спрос на рынке проституции. Следует отметить, что все эти проявления станут исчезать сами собой, по мере продвижения каждой личности по пути совершенствования, прогрессивного развития своей индивидуальности, основным условием которого является приобретение достаточной относительной степени свободы. Прогрессивное развитие характерно тем, что оно должно проходить без влияний силового характера, так как влияние языческими способами на структуры коллективного бессознательного приводит к их еще большему разрастанию, т.е. к еще большему злу.

5. К росту гармонично развитых людей во всех сферах общества, гармоничному развитию детей, к общему снижению всех силовых языческих взаимодействий в обществе, так как дуализированный человек представляет собой довольную своим бытием, творческую и созидающую личность, способную к самоактуализации, несущую Свет, Добро, Радость, Любовь.

Таким образом, перед психологией лежит огромная задача в помощи и разъяснении населению основ энергоинформационных отношений супругов и необходимости дуализации браков. Разработка научных методик определения причин возникновения негативных проявлений в брачных отношениях, совершенствование работы с населением, непосредственная связь с представителями Мировых религий и совместная с ними деятельность, позволит произвести изменения в обществе в прогрессивном направлении. По мере дуализации брачных отношений людей во всех сферах общественной деятельности, начнут происходить позитивные качественные сдвиги и в обществе. Все это будет способствовать сохранению и упрочению семей, главным принципом формирования которых станет союз, основанный на Любви. Союзы, основанные на Любви станут оплотом воспитания гармонически развитых детей, что будет содействовать их сознательному отношению к жизни, как бытию Божию, Любви как основе существования всего сущего. Любовь и взаимопонимание станет основой отношений между людьми общества.

Принятие основ теории Любви, позволит понять, что существующая ныне проблема снижения рождаемости, низкий уровень здорового населения, рост детских психических и физических отклонений вызван тем, что во многих охладела Любовь. Власть, видя негативные процессы в обществе, старается решить их силовыми языческими способами воздействия – экономической заинтересованностью в росте количества детей, пропаганде христианской семьи и невозможности разводов, запугиванием заболеваниями, возникающими при «свободных» половых сексуальных отношениях и т.д. Не понимая объективных причин кризиса семьи невозможно исправить ситуацию. Основным условием прогрессивного развития является приобретение свободы гражданами государства, что послужит позитивным экономическим сдвигам в обществе. Относительная степень свободы человека, дуализация браков, вступление на прогрессивный путь развития позволит в значительной степени снизить негативные повсеместно распространенные в государстве проявления коррупции, взяточничества, воровства. Самоактулизация мужчин и женщин приведет к значительному подъему среднего уровня жизни. Гражданин общества будет представлять собой личность, являющуюся не нахлебником государства, а активным созидающим его членом, ответственным за свои поступки и действия. Функциональное значение государства постепенно станет смещаться в сторону гарантированного обеспечения жизнедеятельности человека, который обрел реальную социальную, и как следствие, экономическую свободу. Исчезнет мнимая насильственная стабильность, общество станет приобретать действительную социальную устойчивость. Все эти процессы станут базой постепенного превращения государства в общество социального примирения (построение социализма), которое станет фундаментом построения общества всеобщего благоденствия (построение коммунизма).

Наши рекомендации